Пойдем по rue Karrweg (ул. Каррвег), которая приведет нас к Среднему мосту (Du Milieu, 1720). Четырехарочный каменный мост первоначально был построен из дерева (1275). В XIII в. здесь находились мастерские кожевенников и текстильщиков. Ряд домов был окружен стеной, на месте которой в XIV в. возвели укрепления. Сразу за мостом с правой стороны в старом каменном двухэтажном доме с крытыми деревянными галереями расположился Музей кукол (Thйвtre des Marionnettes, Derriere-les-Jardins, 2, e ср-вс 10.30-17.00). В экспозиции представлены куклы, маски и целый игрушечный мир, интересный не только детям, но и взрослым. В больших витринах замерли главные герои театров марионеток разных стран. Далее, на pl. du Petit Sent Jean (пл. Пти-Сен-Жан) можно отдохнуть у фонтана Св. Анны (1557, Г. Гинг). Святую считали своей покровительницей мастера-кожевенники. Каменная чаша относится к XVIII в. Колонна украшена изображениями морских существ и херувимов, а также символами паломничества. Образы св. Анны, Девы Марии и Младенца выполнены в готическом стиле. От фонтана пойдем к pi. Jean Francois Reyff (пл. Жан-Франсуа Рэфф). Перед нами еще один старый мост, названный в честь Берна (Pont de Berne, первая конструкция 1247). Постоянно подвергающееся реставрации сооружение длиной 40 м - последняя деревянная переправа Старого города. Каменные опоры моста построены в XVII в. На противоположном берегу на небольшой rue de la Palme (ул. Пальм) находится фонтан «Верность» (1404, ренессанс). На каменном бассейне фризы с изображениями оружия, трубящих ангелов и св. Беата, убивающего дракона. Украшенная херувимами колонна - работа Ганса Гинга, автора знаменитых фонтанов в Берне. Двигаясь по направлению к высоким опорам 165-метрового моста Царинген (Pont de Zaeringen, 1834-1924, арх. Жозеф Шале), видим старую башню Берн (XIII-XIV - кон. XVIII). Строение, расположенное выше, - башня Кота (33 м, XIV). В противоположной стороне видны мост и башня Готтерон (Gotteron, XIII-XVII). В ходе археологических раскопок установлено, что в этой части города в Средние века находились мельницы и кузницы. Этот район издавна называли Ауж (Aug), что в переводе буквально означает «долина в форме буквы U». Укрепленная сразу после первых этапов строительства часть города сохранилась в районе rue des Forgerons (ул. Форжерон, Кузнецов). Первая городская крепостная стена соединяла мост Берн и мужской монастырь ордена Св. Августина. Вернемся на pl. du Petit SentJean, чтобы, миновав еще несколько интересных мест, продолжить подъем к верхней части Фрибура. На rue de Samaritaine (ул. Самаритэн) обратите внимание на фонтан Доброй самаритянки (Ганс Гинг, ренессанс, XVT). В верхней части колонны, выполненной из камня, доставленного из Невшателя, помещено изображение св. Никлауса из Флюели и гномов с символами гильдии дубильщиков. Скульптуры, украшающие фонтан, изображают Христа, самаритянку и св. Иоанна. Пройдем на параллельную rue des Augustins (ул. Огюстен), чтобы осмотреть бывший монастырь (XVII-XVIII, барокко) и церковь августинцев. Перед нами - великолепный образец архитектуры XIII в. Внутри храма обратите внимание на витражи (1896, Алоис Бальмер), алтарь (кон. XVI, худ. П. и Я. Шпринги), распятие (XVI) и росписи с Тайной вечерей и Гефсиманским садом (XVI). Продолжая подъем по rue Stalden (ул. Штальден), повернем направо на rue de Zaeringen (ул. Царинген), где в отеле Auberge de Zaeringen (rue de Zaeringen, 13) часто останавливался гражданин кантона Александр Герцен. Если повернуть на rue du Pont-Suspendu (ул. Понт-Суспандю), пройдем мимо фонтана «Смелость» (1549, Ганс Гинг, статуя выполнена с деревянной скульптуры Ханса Букмайера (1473-1531). Нынешний бассейн из песчаника (XIX) сменил разрушившийся XVI в. Фигура воина в облачении, с мечом в руке попирающего льва, символизирует храбрость. В украшении колонны можно рассмотреть гирлянды с символами времени и смерти - песочными часами и черепами. На капители - музицирующие херувимы и маски. Отсюда всего несколько шагов - и мы возле главного входа в собор Св. Николая (Cathйdrale St. Nicolas, pl. Notre-Dame, 1283-1490, пн-пт 9.00-18.00, сб 10.00-16.00, вс 14.00-17.00). Главный портал - сцены Страшного суда и образы св. Николая и апостолов (XV-XVT), южный портал украшен фигурами Божьей Матери, Младенца и св. Николая (1340-1350). Внутренний интерьер: возле входа в собор находится капелла Гроба Господня с 13 скульптурами, вырезанными из песчаника (1430): ученики опускают тело Христа в гробницу, рядом с Марией и Марией Магдалиной два ангела и две плакальщицы, на переднем плане три уснувших стража. Обратите внимание на витражи, украшающие церковь над хорами (XV, Ульрих Вагнер, Мюнхен, Германия). Над боковыми порталами (1530, ренессанс) с сценами Распятия и образами апостолов. Те, что удивляют сочетанием пурпурного и голубого, - более поздние (1896-1936, Йозеф Мехоффер, Краков (Польша), ар-нуво). В расположенных ближе к алтарю - образы свв. апостолов, рядом - образы свв. мучеников - Себастьяна, Катерины и Варвары, окруженные цветущими ирисами, Божья Матерь с Младенцем. На противоположной стене - ближе к входу св. Николай, свв. Георгий, Михаил, Анна и Мария Магдалина, следующее - напоминание о победе конфедератов над войском Карла Смелого. Главный алтарь (1876, мастера Франц и Эдуард Мюллеры из Вил, Санкт-Галлен) украшают деревянные фигуры Благовещения и Обручения Божьей Матери. Рядом с хорами вы найдете скульптурную композицию Распятия (1433). Знаменитый орган (1824-1834), на котором музицировали Франц Лист и Антон Брукнер, создал местный мастер Алоис Моозер. Среди других украшений интерьера: кафедра проповедника (1516) и восьмигранная купель для крещения (1499). Преодолев 368 ступеней в высокой (76 м) р. готической башне (1490, март-окт. пн-пт 10.00-12.00,14.00-17.00, сб 10.00-16.00, вс 14.00-17.00), в вознаграждение получим возможность полюбоваться городом, рекой и озерами в обрамлении лесов и гор Юра. Удаляясь от собора, выйдем на pl. Notre-Dame (пл. Нотр-Дам). Перед нами - фонтан Самсон (XV-XVI, Ганс Гинг). Чаша бассейна (XIX) выполнена из камня, добытого в регионе Юра, капитель колонны, украшенную головами херувимов, венчает статуя библейского героя - символа силы и храбрости, выполненного с рисунков А. Дюрера. Недалеко от фонтана находится базилика Божьей Матери (Basilique Notre-Dame, кон. XII, перестроена XVIII, Францом и Йозефом Бертольд). Храм в романском стиле, некоторые элементы украшения интерьера выполнены в стиле Людовика XVI. Росписи на сводах выполнены Готфридом Лохер (XVIII). Здесь же находится композиция из 75 небольших фигурок - иллюстрация к Священному Писанию (XVIII). Чуть дальше находится монастырь и церковь францисканцев. В интерьере храма (XIII) обратим внимание на центральный алтарь (1509-1513), один из самых красивых в Швейцарии с живописными образами Распятия и святыми. Расположенный слева алтарь св. Антония (XVI, Ханс Фрие) со сценами жития святого. С правой стороны от входа находится деревянный резной триптих (1513 г., поздняя готика, ренессанс) с сценами Распятия в центре и поклонением пастухов и волхвов младенцу Христу. Обратите внимание на позднеготические полихромные деревянные скульптуры композиции Распятия (1520, ск. М. Грамп, Линдау, Германия). На площади де Морат (Place de Morat) нельзя пройти мимо здания Выставочного зала работ Жана Тингли и Ники де Сент-Фаль (Espace Jean Tinguely & Niki de Saint Phalle, me de Morat, 2, ср-вс 11.00-18.00, ЧТ 11.00-20.00). В бывшем трамвайном депо представлена коллекция арт-объектов и скульптур двух современных авторов. Двигаясь от выставочного зала в северо-восточном направлении, выйдем к четырехэтажному зданию с высокой крышей. Здесь находится Музей Гутенберга (Musйe Gutenberg, Place Notre-Dame, 16, cp, пт, сб 11.00-18.00, чт 11.00-20.00, вс 10.00-17.00). Любопытные экспонаты представляют историю книгопечатания. Если продолжать движение по rue de Morat (Рю де Морат), окажемся перед домом с высокой крышей (XVI, ренессанс, Жан де Родез), где находится Музей искусств и истории (Musйe d'art et d'histoire, MAHF, rue Morat 12, вт-вс 11.00-18.00, чт 11.00-20.00). В светлых залах представлена одна из самых больших в стране коллекций скульптуры от каменного века до Средних веков, а также полотна западноевропейских художников. Прогуляйтесь также по красивому парку возле стен этой бывшей роскошной городской резиденции. Вернувшись к собору, выберем направление на запад по rue Pont-Mure (Рю Понт-Мюр). Через несколько минут окажемся на площади De PHotel-de-Ville (Де Отель-де-Виль). Украшенное вынесенной на фасад лестницей, здание Городского совета построено в типичном для готики стиле и предназначалось первоначально для хранения зерна (XVIII, Ганс Фазель). В настоящее время здесь проходят заседания кантонального парламента и суда. На площади также находится фонтан Св. Георгия (1524, Ганс Гайлер, бассейн и колонна 1760). Предположительно именно отсюда вода направлялась прямо в замок Царинген. Каменная чаша сделана из известняка, добываемого в окрестностях г. Золотурна. Липовое дерево - еще один очень важный символ для города. В память о гонце, преодолевшем долгий путь, для того чтобы сообшить горожанам радостную весть о победе в битве при Морат (1476), было посажено маленькое деревце, на которое поместили шляпу бегуна, чье сердце не выдержало марафона. Современная скульптура в память об отважном гонце, выполненная Эмилем Ангелоц и Бруно Баерсвилем (1989), украшает площадь. Полный маршрут этой дистанции, но, к счастью, без летального исхода в конце, повторяют ежегодно участники традиционного состязания по бегу.
Ростислав, 28 лет
Дата поездки: 2010 год
|