Раньше, еще до постройки туннеля, в этой южной части кантона Ури обязательно останавливались на отдых все, кто готовился преодолеть перевал Готтхард. Современный городок - настоящий спортивный центр, в котором нет недостатка в туристах ни летом ни зимой. Лыжные трассы рассчитаны в основном на катающихся «хорошо» и «очень хорошо» и расположены на высоте от 1438 до 2963 м. Здесь же находится станция, где останавливаются специальные поезда, перевозящие на платформах автомобили через Оберальп Пасс (Oberalp Pass), в направлении к кантону Граубюнден (Graubьnden), через туннель Фурка (Furka) в направлении региона Валлис (Vallis). В летний сезон можно отправиться в путешествие через горы, воспользовавшись почтовым автобусом. Расписание и цены со специальными предложениями можно уточнить в туристическом офисе. Региональный музей (Tal-museum, Gotthardstrasse 11, зима ср-вс 16.00-18.00, лето ср-сб 16.00-18.00). В оригинальном здании на главной улице города разместилась коллекция экспонатов, рассказывающая об истории самого Андерматта и региона. Восстановленные интерьеры жилых комнат, отдельная комната посвящена A.B. Суворову, в одной из витрин хранится вышитая попона на седло - подарок фельдмаршала. Отправиться в Андерматт следует для того, чтобы посетить мемориал в память русским солдатам, погибшим в альпийской военной кампании 1799 г., и отправиться к перевалу Сен-Готард. Перевал открыт июнь-окт. От ж/д станции повернем налево и, миновав с правой стороны остановку автобуса и туристический офис, выйдем на Готтардштрассе (Согтпа^ггаззе). Через некоторое время с правой стороны будет заметно здание военной части и автомобильный туннель. Параллельно дороге будет вести небольшая пешеходная дорожка. Миновав туннель, увидим с правой стороны плавный спуск к площадке с парковкой и на другой стороне небольшой ресторан. Прямо перед нами мост Тефельсбрюкке в ущелье Шелленен. По легенде, его построили всего за одну ночь, после того как местные жители, желавшие обзавестись прочной переправой, способной противостоять разршительной силе горного потока, обратились за помощью к дьяволу. Повелитель темных сил принял заказ, но потребовал в качестве оплаты душу первого, кто пройдет по мосту. Люди оказались хитрее: договор не нарушили, но и души не продали - пустили первым на деревянный настил над пропастью козла. Разгневанный дьявол, решив уничтожить свое творение, подхватив огромный обломок скалы и обхватив его когтистыми лапами, понес к реке. Встретившаяся ему на пути мудрая и храбрая женщина, обратилась с долгим приветствием к страшному собеседнику и сумела незаметно начертать на глыбе крест. Камень, брошенный дьяволом, так и остался лежать в долине. Небольшая дорожка, которая иногда полностью скрывается под полутораметровым сугробом, ведет к площадке перед мемориалом. В скале над участком земли, выделенным для России общиной Урзерн, по проекту швейцарского инженера Чокке вырублен 12-метровый крест и закреплены бронзовые буквы. Надпись на русском языке гласит: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году». Памятник, построенный на средства князя Сергея Голицына, был торжественно открыт 14 (26) сентября 1898 г. На небольшой доске, укрепленной рядом, перечислены имена тех, кому оказалась небезразлична судьба памятника, когда возник вопрос о финансировании срочных реставрационных работ. Список этот, увы, очень короткий. Через долины, окруженные высокими горами, уже в XIII в. была проложена первая дорога, ставшая важной частью торгового пути между Италией и Германией. Через Сен-Готард перевозили товары купцы, по опасным горным тропам шли торговые караваны, паломники и миссионеры. Сложный переход через горы преодолевали за несколько дней, останавливаясь до перевала на небольших постоялых дворах или в монастырских приютах. В те дни, когда на вершинах гор лежал глубокий снег, и этот непростой путь оказывался закрыт. В августе 1853 г. 9 кантонов создали специальный комитет по строительству туннеля. К 1861 г. стало ясно, что длина туннеля составит не менее 16 км. Еще через 2 года благодаря участию в проекте Альфреда Эшера, финансиста, мецената, известного далеко за пределами страны, были решены многие проблемы, связанные с подготовкой к началу работ. В 1869-1871 гг. в Берне собрались представители 3 стран - Италии, Германии и Швейцарии, обсуждавшие строитель ство дороги через перевал. Было определено не только долевое участие в строительстве, финансовый риск каждой стороны, но назначено время на проведение основных этапов строительства, закончить которое предполагалось через 8 лет. 13 сентября 1872 г. началось создание первого участка пути. Уже тогда подрывники и инженеры сделали печальный вывод: то, что удачно складывалось в чертежах и бумагах, в реальной жизни потребовало не только мастерства, но и отчаянной смелости всех, кто трудился на опасных участках. Строители туннеля работали при температуре не ниже 33 °С. За продвижение вперед приходилось платить человеческими жизнями. Из-за обвалов в туннелях погибали рабочие. В 1876-1877 гг. работы были приостановлены из-за сложной финансовой ситуации, связанной с превышением бюджета. 19 июля 1879 г. во время проведения очередных инспекционных работ умер от инфаркта Луис Фавре, главный технический организатор проекта. Сердце талантливого инженера, проведшего в туннеле 223 дня, не выдержало такой большой нагрузки. К 1880-1882 гг. основные работы были завершены, Окончательная стоимость проекта составила 227 млн франков. Его удалось осуществить при участии 5472 рабочих и инженеров, многие из них заплатили собственной жизнью за строительство самого большого туннеля в Европе. Вскоре, после того как закончились работы по строительству железной дороги через Готард, в горах было создано несколько военных объектов и баз. Для многих жителей страны этот регион стал символом обороноспособности Швейцарии, всегда готовой с оружием защищать свою свободу и независимость. На самом перевале (2109 м) располагается Национальный музей Сен-Готард (Nationales St. Gotthard-Museum, 6 июнь-окт. 9.00-12.00 и 13.00-18.00). В экспозиции экспонаты, рассказывающие о системе почтовых и пассажирских перевозок через перевал, а также о монастырском приюте, существовавшем здесь несколько столетий. В этом же здании есть ресторан самообслуживания и сувенирный киоск. В соседнем здании разместился ресторан с традиционной швейцарской кухней. Барон Фальц-Фейн совместно с директором музея «Сен-Готард» Карло Петерпостеном и Фердинандом Мухаймом - бывшим главой общины Андерматт организовали юбилейный комитет к 200-летию Альпийского похода с целью собрать деньги на создание памятника Суворову на Сен-Готарде. Памятник был выполнен московским скульптором Дм. Тугариновым и установлен на скале над дорогой, ведущей через перевал.
Виталий, 32 года
Дата поездки: 2010 год
|