Рядом с Успенским собором, в глубине парка «Липки», заложенного в коице XlX в., на берегу Клязьмы стоит здание Присутственных мест (1785-1790, арх. К.И. Бланк). Местныежители называют этот дом «Палатами», поскольку раньше здесь располaгались органы губернской и уездной администрации: палаты гражданского и уголовного суда, казначейства, градская полиция, архивы, приказ общественного призрения и другие государственные учреждения. Сегодня здание занимает Музейный комплекс (ул. Большая Московская, 58, с9 10.00-17.00, вт, ср 10.00-1 6.00), который включает в себя культурно-образовательНый центр Владимиро-Суздальского Музея-заповедника: Детский музейный центр (выставки «Старорусская школа», «В стране игрушею>, «Русский дом», «Мир былины», «Рождение книги»). С восточной стороны Палат стоит Дмитриевский собор (посещение по предварительным заявкам в экскурсионном бюро ВладимироСуздальского музея-заповедника, (С 32-42-63). Собор был построен в последние годы ХП в., когда Владимирский престол занимал брат Андрея Боголюбского, Всеволод Большое Гнездо. В 1194 г. У Всеволода родился сын Владимир, которому при крещении было дано имя Дмитрий. Такое же имя в крещении носил и сам Всеволод. Поэтому церковь, построенную в честь рождения сына, он велел посвятить святому воину Дмитрию Солунскому. Дмитриевский собор, возведенный на княжеском дворе, служил придворным храмом. В него можно было попасть прямо из дворца: первоначально храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая церковь с деревянными княжескими хоромами. К западной стене храма были пристроены две лестничные башни, которые вели на хоры. На вершине креста был помещен символ Святого духа - медный вызолоченный голубь, который вращался на медном стержне и служил флюгером. Дмитриевский собор знаменит на весь мир белокаменной резьбой: около 600 рельефов украшают его стены. Что же вырезано на этих камнях? Можно ли установить, почему именно эти сюжеты были выбраны строителями храма и существует ли смысловая связь между ними? На этот вопрос нет однозначного ответа. К сожалению, не все рельефы дошли до нашего времени в первозданном виде: некоторые были позднее заменены на аналогичные, другие вообще утрачены. Поэтому исследователи в ходе изучения собора выдвигали различные версии о значении рельефов Дмитриевского собора. Некоторые ученые считают рельефы лишь декоративным элементом, не несущим смысловой нагрузки. Другие видят в них отражение народной мифологии,указывая на связь изображений с «Голубиной книгой», главное действующее лицо которой - царь Давид, добрый заклинатель природных СИЛ и их вдохновенный певец. Действительно, на трех фасадах собора повторяются изображения играющего на гуслях Давида, а в нижних рядах резьбы расположены рельефы с мифическими животными и растениями. г. К. Вагнер, автор специальный монографии о скульптуре Владимиро-Суздальской Руси, считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображенвовсе не Давида а его сын Соломон, пророк и царь, который держит в руках не гусли, а свиток. Соломон считался идеалом мудрого правителя,и именно поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой храм. На северном, обращенном к городу, фасаде собора находится рельеф сидящего на троне мужчнны в княжеском одеянии, который держит на коленях ребенка, а к ногам князя припадают четыре человека. По всей видимости, это сам Всеволод Большое Гнездо, на его коленях - Владимир, младший к моменту постройки Дмитриевского собора сын Всеволода, а рядом - старшие сыновья: Константин, Георгий, Ярослав и Святослав. На противоположном, южном фасаде храма, обращенном к Клязьме, помещен реЛЬеф «Вознесение Александра Македонского», сюжет которого взят из средневековой русской повести «Александрия». Александр изображен там сидящим в корзине, к которой привязаны крылатые грифоны. В поднятых руках Александр держит львят (по некоторым версиям - ягнят) - они служат приманкой для грифонов, которые тянутся к львятам и тем самым поднимают вверх корзину. Этот сюжет был очень распространен во владимиро-сузальском искусстве: он украшал и первоначальный успенский собор и церковь Покрова на Нерли и символюировал божественное покровительство княжескои власти. Западная стена храма украшена тремя рельефами, стилизованно иллюстрирующими подвиги Геракла. По одной из версий, владимирские мастера позаимствовали эти сюжеты из западноевропейской культуры: они перенесли на стены дворцового храма изображения, украшавшие средневековый романский ларец, который хранился в княжеской казне. Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство из 600 рельефов Дмитриевского собора посвящено нецерковным сюжетам. "Звериный мир рельефов Дмитриевского собора, - писал Н. Воронин, - это аристократический звериный мир, приобретавший значение геральдических эмблем знати»: действительно, княжеские гербы XII-ХПI вв. содержали изображения барсов, пардусов и Т.д. Вероятно, на стенах собора воплощены не представления народной мифологии, а образы, пришедшие из мира средневековой книжности, - с ними была знакома княжеская знать; простому народу подобные сюжеты были неизвестны, а потому вызывали у него чувство непонятного, Удивляли, даже устрашали. Кроме того, следует помнить, что собор стоял за белокаменной стеной детинца, и его фасадами могли Любоваться лишь те, кто имел доступ на княжеский двор. Внутреннее убранство храма Всеволода не менее нарядно и торжеСтвенно, чем внешнее. Храм просторный, высокий, светлый. К Сожалению, Дмитриевский собор Уже несколько лет закрыт - там идет реставрация, и осмотреть древние фрески, созданные в конце ХП в., непросто (это можно сделать только по предварительному заказу). До наших дней дошли фрагменты композиции «Страшный суд» - изображения 12 апостолов, «Рай», «Шествие праведных в рай». Вероятно, некоторые из этих фресок были созданы приглашенным во Владимир константинопольским художником, а остальные - его русскими учениками. Кроме фресок, в соборе находились и иконы - в том числе образ св. Дмитрия, привезенный из Солуни.
Анастасия, 35 лет
Дата поездки: 2010 год
|