Искушенный путешественник знает: посещение старых русских городов (впрочем, и европейских тоже) обязательно должно начаться со знакомства с храмами. Объясняется это просто: в древности жилые здания были деревянными, а следовательно, недолговечными. На Руси из камня строили лишь крепости да церкви. Более 50 церквей сохранилось в Новгороде. Именно поэтому рассказ о древнерусской архитектуре - это по большей части рассказ о храмовом зодчестве. Каменные храмы строились по крестово-купольной системе: на четыре столба в середине здания опирались арки, на них возвышался барабан, перекрытый куполом. В плане такая постройка представляла собои крест. Новгородские храмы ХI-ХП вв. - Софийский, Николо-Дворищенскии, ГеоргиевскИЙсоборы - принято относить к первому, «княжескому», этапу новгородской архитектуры. Эти мощные, парадные, строгие соборы с несколькими куполами строились на средства новгородски.х князеи. Очень показательно устроиство их внутреннего пространства: полутемная нижняя часть, куда допускались все желающие, и хоры-полати, предназначенные для князя и его приближенных, - большие, светлые, пышные. Попасть на них можно было из специально пристроенной К храму лестничной башни. Архитектура больше, чем другие искусства, зависит от политики. После ослабления своей власти в городе и перенесения резиденции на Городище князья перестают тратить деньги на сооружение больших храмов. Во второй половине ХП в. вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений в Новгороде появляются построенные по заказу купцов, уличан и посадников маленькие, гораздо более скромные храмы - их до сих пор можно встретить буквально на каждом шагу. Упрощается и внешнее, и внутреннее устройство церквей. Пышные полати-хоры сменяют закрытые со всех сторон угловые камеры, соединенные деревянным помостом. В одной ИЗ них часто устраивали придел, посвященный небесному покровителю заказчика церкви, другую использовали как склад товаров. Кроме того, у церквей были особые пристройки, где горожане собирались на пиры-братчины. Исчезает парадная многокупольность - теперь храмы украшает лишь один купол. В качестве примера можно привести церкви Благовещения в Аркажах, Свв. Петра и авла на Синичьей горке. С возведения в 1360 г. церкви Св. Фёдора Стратилата начался третий и последний самобытный период в архитектуре Новгорода. Строители стали чрезвычайно обильно украшать стены поясками из треугольных впадинок, арочек, нишек, крестами необычных форм, стрельчатыми завершениями окон.
Василий, 41 год
Дата поездки: лето 2010 года
|