Знаменитый отель «Трех Королей» (Drei Kunige, Blumenrain, 8, 1842-1844, арх. Амадеус Мериан). Название напоминает о событиях 1032 г., когда в городе на Рейне встречались Рудольф III, Конрад II и будущий Генрих III, принявшие решение о вступлении королевства Бургундии в состав Священной Римской империи. В 1797 г. в отеле останавливался молодой генерал Бонапарт, один из номеров, оформленных в имперском стиле, назван в его честь. Другие важные особы отмечены в книге постояльцев «Трех Королей» - принцесса Виктория, писатель Ч. Диккенс, художник П. Пикассо и основатель политического сионизма Т. Герцль. Угловое здание перед мостом украшает голова Лэллекээниг (Lдllekцnig, lдlli - язык на базельском диалекте), короля-хулигана, дразнящего высунутым языком Маленький Базель, намекая на превосходство собствен ной стороны - Базеля Большого.. Оригинал статуи, в настоящее время хранящийся в Историческом музее, был конструкцией еще более обидной для «маленьких базельцев», ибо, обладая часовым механизмом, Лэллекээниг двигал глазами и языком в такт ударам колокола, отмечавшим время. Маленькая капелла Капелийох (КарреЩосп, 1478) отмечает особое место на мосту, откуда раньше бросали в воду женщин, обвиненных в тяжких преступлениях. Если им удавалось преодолеть течение и выбраться на берег - они получали в награду жизнь и помилование, в противном случае, как считали горожане, судьи вынесли справедливый приговор. На противоположной стороне моста, уже в Кляйн Базель, установлена статуя Гельвеции, и хорошо заметно башню из стекла - Выставочного центра. Два других моста к северу - Йоханиттербрюкке (1879) и Драйрозенбрюкке (мост Трех Роз). Направляясь против течения реки по Райншпрюнг - с левой стороны на фасаде дома современная фреска «Девочка с гусями» (Самуэль Бури, 1978). Загляните в первую улочку справа по ходу вашего движения - это Elftausendjungfern-Gassli (Эльфтаузендюнгферн-Гассе), ИЛИ улица «11 тысяч девственниц». Столь странное название - напоминание об истории святой Урсулы. Согласно легенде, дочь христианского короля Бретани Теонеста (V) обладала удивительной красотой и мудростью. Агрипп, король Англии, просил девушку выйти замуж за его сына Конона. Урсула согласилась, но выдвинула три условия: она отправится к жениху только в сопровождении десяти благородных девиц и у каждой, в том числе и у Урсулы, в свите должно быть по тысяче служанок, второе - перед венчанием она отправится в паломничество по святым местам на три года, и последнее - жениха и его двор благочестивая девица попросила принять христианство, отказываясь сочетаться браком с язычником. Урсула была уверена, что столь невероятные условия станут причиной разрыва помолвки, но Конон и его отец их приняли. Урсула с женихом и в сопровождении свиты из одиннадцати тысяч девиц отправились в паломничество в Рим. Возле Кельна на путешественников напали гунны. Их предводитель пообещал сохранить Урсуле жизнь, если она станет его невестой. Получив от целомудренной девы отказ, язычник взял лук и выпустил в нее три стрелы. Продолжая подъем по Elftausendjungfern-Gassli, вы выйдете к церкви Св. Мартина (St. Martinskirche, 1350-е). Предположительно, это самая старая приходская церковь Базеля. Сюжеты росписей стен церкви (1370) - Вознесение Христа и Успение Божьей Матери. Удаляясь от церкви, следуем на юго-восток по Райншпрюнг (Rheinsprung). С правой стороны - Городской архив (Staatsarchiv, 1902, арх. Эдуард Вишер и Эдуард Фойтер, фрески в галерее Генрих Алтхерр, XX). Два заметных с левой стороны соседних здания - Голубой дом (Rheinsprung, 16, 1762-1768, арх. Самуэль Веренфельс) и Белый дом (Rheinsprung, 18, 1763-1775, арх. Самуэль Веренфельс) - бывшие городские резиденции состоятельных базельцев XVIII в. Оба здания принадлежали «шелковым» фабрикантам братьям Лукасу и Якобу Сарацинам. В Голубом доме в 1814 г. состоялся званый обед, на котором присутствовали три императора - Александр I, Франц Австрийский и Фридрих Вильгельм III Прусский. Обратите внимание на прекрасную кованую решетку, украшающую ворота здания, и на странный фрагмент из камня, отличающегося от общего цвета тротуара. Городская легенда утверждает, что это до сантиметра точная дистанция прогулки главы гильдий Петера Окса с Наполеоном I в 1797г. На словно продолжающей Райншпрюнг - Augustinergasse (Августинергассе) вы обязательно минуете Августинербрюннен (Augustinerbrunnen), фонтан украшенный фигуркой базилиска, держащего в лапах герб Базеля. На противоположной стороне улицы здание в классическом стиле (1840, арх. Мельхиор Бери) занимает Музей культур (Museum der Kulturen, Augustinergasse, 2, вт-вс 10.00-17.00), на экспозиции которого представлено искусство американских индейцев, Тибета и Бали. Отдельный вход в этом же здании - Музей природы (Naturhistorisches Museum, Augustinergasse, 2, вт-вс 10.00-17.00) с коллекцией чучел экзотических животных, минералов и даже с живыми обитателями террариумов. Продолжая следовать на юго-восток, вы выйдете к площади Munsterplatz (Мюнстерплац) с каштановыми деревьями и домами XVIII в. В Доме Комар (Zur Mucke, Schlusselberg, 14, 1348-1545,1862) в настоящее время располагается школа. Кафедральный собор (Munster, летний сезон пн-пт 10.00-17.00, сб 10.00-16.00, вс 13.00-17.00, остальное время пн-сб 11.00-16.00, вс 14.00-18.00, вх. св.). Собор строился в несколько этапов: в IX в. построили церковь Каролингов, северный трансепт и портал Галлуса (романский стиль), к XII—XIII вв. относятся фрагменты позднего романского и готического стиля, а с 1356 г. - готика. Стены собора сложены из красного песчаника и увенчаны крышей с цветной черепицей и двумя башнями. С левой стороны главного портала скульптуры императора Генриха II, основателя собора, в руках которого - модель храма. Рядом с ним - императрица Кунигунда а с противоположной стороны - Дева Неразумная, искушаемая демоном. Две башни - правая со скульптурным изображением св. Мартина (Martinsturm, XV, Ганс фон Нуссдорф), с левой - св. Георгия (Georgsturm, 1372). Под треугольными сводами центральной башни - Божья Матерь с младенцем. Внутренний интерьер собора, с левой стороны от входа, следуя параллельно северной стене: рельефная доска в память о строителях собора (XIII), капеллы Всех Святых, Божьей Матери, св. Марты, св. Эулогиуса с надгробиями (XIII-XV), плита из красного мрамора с надгробия Эразма Роттердамского. Рядом рельеф (1100) из 4 фрагментов с образом святого мученика Винцента, казненного за веру в Христа проконсулом Дакианом, и с изображением пыток и казни святого, воронов, охранявших его тело, и вознесения души в окружении ангелов. Поднимемся по ступеням, миновав деревянные резные хоры. С левой стороны - могила королевы Анны, супруги Рудольфа Габсбургского, и ее маленького сына Карла (XIII). Их тела, по легенде, чудесным образом, после долгого пути на место захоронения жаркими летними днями, не подверглись тлению. Витражи (1857, Франц Ксавер Эггерт) слева-направо: Moисей со скрижалями Завета, Давид с арфой, Петр и Павел. На каменных колоннах, поддерживающих своды, интересная резьба - слева-направо грехопадение Адама и Евы, Вознесение Александра на небеса, Дитрих Бернский, Пирам и Фисба, жертвоприношение Авраама. Через небольшое световое окно в полу видно раннюю кладку крипты. В крипте сохранились фрагменты фресок с изображениями Девы Марии и младенца Иисуса (1400). Спустившись с хоров, следуя вдоль восточной стены, обратите внимание на кафедру проповедника (1486), вырезанную из одного каменного блока. На полу изображение дракона (1170). В капелле Св. Матфея обратим внимание на панель Апостолов (1100). Далее, следуя к выходу, - капеллы 11 тысяч Девственниц, Свв. Филиппа и Иакова. Покинув собор, обойдем его, следуя вдоль западной стены. Фонтан (Zopfbrunnen, 1784) слева создан по проекту Паоло Пицони. Минуем портал Св. Галла (Galluspforte, XII) - первого проповедника христианства в этом регионе с рельефными сценами Страшного суда и притчей о девах разумных и глупых. «Окно-роза» - символ колеса Фортуны. Пфальц (лат. palatium - дворец, место, где ранее находилась роскошная резиденция епископа), открытые террасы, находящиеся с внешней стороны, за хорами собора, предоставляют возможность любоваться видом Рейна на Кляйн Базель и перспективой на знаменитый Шварцвальд. Здание слева, перед площадкой - Читальный зал и библиотека (Allgemeine Lesegesellschaft, 1528, 1830-1832, Иоганн Ф. Хубер). Обратим внимание на резные каменные скульптуры на фасаде хоров собора - фигурки львов и слонов. Именно так их себе представляли, возможно, никогда не видевшие этих животных, резчики Средневековья. Обойдем собор под крытыми галереями бывшего монастыря (XIV-XV), обратив внимание на окно Давида на южной стене собора, выйдем на площадь и продолжим движение на юго-восток по Rittergasse (Риттергассе). С левой стороны в небольшом сквере возле административного здания под защитой стеклянных сводов - остатки древних кельтских поселений 40 г. до н.э. (Archдologischen Park) - открытые для свободного осмотра. Продолжая идти вдоль фасадов домов средневековых зданий, выйдем к мосту Веттштайнбрюкке (Wettsteinbrucke). Конструкция была удостоена золотой медали как лучший проект на выставке в Париже в 1878 г. Из четырех василисков, украшавших первоначально мост, на каменном пьедестале остался лишь один. Продолжая прогулку по кварталу св. Албана (St. Alban-Vorstadt), появившемуся на берегу реки уже в 1083 г., вы окажетесь в месте переправы св. Албана (St. Alban), откуда сможете подойти к любопытному Музею бумаги (Basler Papiermьhle, St. Alban-Tal, 37, вт-вс 14.00-17.00), где у посетителей есть возможность не только понаблюдать, как делается бумага, но и под присмотром мастеров изготовить свою собственную, приняв участие во всех этапах, и попробовать себя в искусстве каллиграфии. Самая старая часть здания, где расположился музей, относится к XII в. Удаляясь от реки, вы сможете миновать еще одну из городских башен - Санкт-Албан (St. Alban-Tor, XIII). Если, удаляясь от моста Wettsteinbrucke, пройти в направлении центра, на запад, то, преодолев небольшой подъем, вы окажетесь возле Музея древностей (Antikenmuseum, St. AlbanGraben, 5, вт-вс 10.00-17.00, ср до 20., трамв. № 2, 15 до ост. Kunstmuseum). На экспозиции, составленной в основном из частных коллекций и открытой в 1966 г., представлены греческие и этрусские вазы, скульптура, ювелирные изделия Римской империи и древнего Востока. Рядом находится Художественный музей (Kunstmuseum, St. Alban-Graben, 16, вт-вс 10.00-17.00,12 SFr - входит посещение экспозиции Museum fur Gegenwartskunst, вх. св. в первое вс месяца). Здание построено в стиле неоклассицизма, с высокими потолками и мраморными лестницами. На экспозиции представлены коллекция рисунка XIV-XVI вв., большая коллекция работ Гольбейна, а также полотна кубистов, немецких экспрессионистов и американского искусства с 1950-х гг. Именно здесь находится картина длиной 2 метра, изображающая Тело Христа (худ. Гольбейн), которая так потрясла в свое время Ф.М. Достоевского. Обратите внимание и на работы художника из Базеля - Арнольда Бёклина. Еще 5 минут прогулки по направлению к Рейну, и вы возле здания Музея современного искусства (Museum fur Gegenwartskunst, St. Alban-Rheinweg, 60, трамв. № 2, 15 до ост. Kunstmuseum, вт-вс 11.00-17.00). Посещение музея входит в стоимость билета Kunstmuseum. В залах музея размещаются временные выставки искусства с 1960-х гг. Само здание построено по проекту Вильфреда и Катарины Штайб (XX). Рядом находится выставочный зал для демонстрации медиа- и арт-объектов - искусство в Интернете, видео, интерактивные инсталляции и многое другое (Plug In, St. Alban-Rheinweg, 64, ср-вс 14.00-18.00, вх. св). Вернуться к ж/д вокзалу вы сможете по улицам Ст. Албан-ФорШтадт (St. Alban-Vorstadt), Ст. Албан-Грабен (St. Alban-Graben), Элизабетенштрассе (Elisabethenstrasse). На Ашенплац (Aeschenplatz) на соседней улице Aeschengraben (Ашенграбен) возвышается заметная издалека современная скульптура Человека с молотом американского скульптора Дж. Воровски (1989).
Павел, 38 лет
Дата поездки: 2010 год
|