Поэтому Маркс, обращаясь к самому крупному и показательному движению данного периода— восстанию чомпи,— ставит его в один ряд с последующими пролетарскими восстаниями (die proletarischen Erhebung).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ИТАЛЬЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ СИНЬОРИИ И ПРИНЦИПАТЫ «Когда аристократы замечают, что не могут противодействовать народу, они выставляют из своей среды государя, чтобы под его прикрытием удовлетворять своим страстям».
Макиавелли. «Князь»
в то время когда в середине XIII в. во Флоренции пополаны одерживали победы над грандами, а в конце века были приняты знаменитые «Установления справедливости»; когда сошел со сцены грозный враг итальянских коммун Фридрих II и с падением династии Штауфенов исчезла сильная императорская власть; когда, казалось, создались благоприятные условия для процветания итальянских коммун и господства пополанов,— именно тогда то в одном, то в другом городе Северной, а затем и Средней Италии власть начали захватывать единоличные правители — синьоры или тираны. Они постепенно подавляли коммунальные свободы, подчиняли себе городское управление, расширяли прерогативы своей власти, стали передавать ее по наследству и, наконец, превратили собственные владения в территориальные княжества. Многочисленные самостоятельные города, феодальные земли, церковные и монастырские патримонии, сельские коммуны — все эти разнообразные и дробные владения Северной и Средней Италии XIII—XIV вв. были объединены ко второй половине XV в в несколько территориальных государств: Флорентийскую республику (в XVI веке ставшую герцогством), Патримоний св. Петра (Папскую область), герцогства Миланское и Феррарское, маркизат Мантую, республики Венецию и Геную. Большинство из них в конце XV— начале XVI в. являлось государствами монархического типа и вело свое происхождение от синьорий. Поэтому вопрос о синьории — это прежде всего вопрос о путях развития итальянской государственности.