Но, как это бывает при обращении в новую веру, страстность одерживает верх; Дюмезилю удалось убедить ряд ученых в том, что «индоевропейское трехчленное деление является сегодня фактом, отрицать который так же нелепо, как, например, не принимать соответствия между латинским rex, санскритским rajan и ирландским ri». Другие исследователи предпочитают пока не соглашаться с этим, как не соглашались они с И. Хертелем, который в свое время пытался найти огонь в основе всех верований арийцев. Предостережение Мейе, о котором нам пришлось вспомнить выше, и сейчас может быть лучшим путеводителем в лабиринте трудных и даже запутанных проблем, и, напомнив еще раз о нем, мы можем расстаться с древнейшими индоевропейцами. Гораздо больше ясности в вопросах, связанных с индоирап-цами, или арийцами. Не вызывает сомнений ближайшее родство индийских и иранских языков, видимо более тесное, чем любых двух других индоевропейских семей. Индоиранская общность восстанавливается не только на основе сходства словаря и грамматики; общее происхождение имеют и многие религиозные и социальные представления. Не следует забывать, что оба народа употребляли слово «арья» как самоназвание. Мы можем реконструировать общеарийский язык и вывести из него, .хотя все еще гипотетически, праиндийский и праиранский. От пра-индийского происходит язык Вед и другие древние индийские диалекты; к праиранскому восходит язык Авесты (представленный двумя диалектами—Гат и «Младшей Авесты»), а также-древнеперсидский, засвидетельствованный в надписях ахеме-нидских царей. Если отвлечься от археологических материалов которые можно отнести к ариям, то единственные известные фактические свидетельства о них содержатся в клинописных: источниках. Впервые мы узнаем об ариях на Ближнем Востоке. Очевидно, что арийцы проникли на территорию месопотам-ского культурного ареала из горных районов, лежащих к востоку. Неясно, пришли ли они на Иранское плато с севера, через Кавказ, или из Средней Азии,— они могли двигаться обоими путями, но более вероятен последний.
|