Предлагавшееся Э. Херц-фельдом отождествление царя Парфии Вонона I с Вононом, чеканившим индо-парфянские монеты, не лишено вероятности, но совершенно не доказано. У саков и индо-парфян престол иногда переходил от царя к его брату или племяннику, возможно, как -предполагал Э. Херцфельд, по материнской линии32. Но вопрос этот более сложен, чем казалось до сих пор, поскольку один -из индо-парфянских царей, Санабар, мог быть первоначально правителем Мерва в Средней Азии, если судить по находкам его монет. как союзники; это подтверждается и монетами, на которых представлены как сакские, так и парфянские имена. Принятие титула «царь царей» Гондофаром, Ортагном и Пакором должно указывать на полную независимость этих индо-парфянских владетелей от царей Парфии; трудно представить, что они вообще имели какое-то отношение к событиям, происходившим на территории Иранского плато. Проблема восточных отношений парфян в Арахосии, как и вопрос о западных границах владений индо-парфян, еще ждут своего решения, но можно утверждать, что индийское и иранское царства парфян существовали раздельно. Уже давно было высказано предположение, что Сеистану и сакам принадлежит значительная часть иранского народного эпоса, и прежде всего эпический цикл, связанный с Рустамом. Благодаря открытию в Восточном Туркестане фрагментов согдийской версии сказания о Рустаме сакское происхождение большей части преданий о Рустаме, пошедших в «Шах-наме» Фирдоуси, становится вполне вероятным. Весьма романтичным выглядело бы отождествление Рустама с.Гондофаром, а родового замка Каспара, последовавшего за Вифлеемской звездой к колыбели Христа, — с Кух-и Хваджа, холмом в центре озера Хамун в Сеистане. Отождествление саков или кушан с туранцами эпоса также заманчиво, особенно если учесть, что при этом Туран оказался бы к востоку от Сеистана; религиозный антагонизм между иранцами и туранцами в этом случае перешел бы' из легенды в действительность, поскольку парфяне выступали в роли защитников зороастризма. Однако все эти вопросы не могут быть решены с помощью имен, этимологии и хитроумных гипотез. Необходимы новые археологические материалы и письменные памятники.
|