теперь Моравия пала, и связь славян с Югом, с Грециею, рушилась: венгры стали между ними, сла-вянская церковь не могла утвердиться еще, как была постигнута бурею, от-торгнута от Византии, которая одна могла дать питание и укрепление мла-денчествующей церкви. Таким образом, с уничтожением самой крепкой связи с востоком, самой крепкой основы народной самостоятельности, западные славяне должны были по необходимости примкнуть к западу и в церковном и в политическом отношении. Но мало того, что мадьярским нашествием прек-ращалась связь западных славян с Византиею, прекращалась также и непос-редственная связь их с Римом, и они должны были принимать христианство и просвещение из рук немцев, которые оставались для них теперь единствен-ными посредниками; этим объясняется естественная связь западных славян с Немецкою империею, невозможность выпутаться из этой связи для госу-дарственной и народной независимости. Христианское стало синонимом не-мецкому, славянское - языческому, варварскому; отсюда то явление, что ревностные христиане между западными славянами являются вместе ревност-ными гонителями своего, славянского, и тянут народ свой к западному, т. е. немецкому; отсюда же обратное явление, что защитники своего являются свирепыми врагами христианства, которое приносило с собою подчинение немцам; отсюда несчастная борьба полабских славян против христианства, т. е. против немцев, в которых они не могли получить помощи от христи-анских единоплеменников своих, и должны были пасть. После падения Моравской державы на первом плане в истории западных славян являются чехи. Чехи были обязаны мирным распространением христи-анства у себя тому, что князь их Буривой принял евангелие чрез моравов от св. Мефодия, чрез своих славянских проповедников. Славянская церковь, следовательно, началась было и у чехов, но после падения Моравии не мог-ла долее держаться.
|