За преступления наймита пред правительством отвечал господин, причем закупень становился ему обельным холопом. Полное или обельное холопство проистекало, кроме того, следующими способами: рожде-нием от холопа; если кто купит холопа за какую бы то ни было цену, хотя бы даже за полгривну, поставит свидетелей при купле и отдаст деньги пред самим холопом; если кто женится на рабе без ряду, без условий с господи-ном ее, то поступает к последнему в полные холопы, если же женится с ус-ловиями, то они имеют силу; если кто пойдет к кому в тиуны или ключники также без ряду; наконец, невозможность заплатить долг вела должника так-же в рабство к заимодавцу. Значение холопа увеличивалось, смотря по зна-чению господина и по той пользе, какую он ему приносил: так, за убийство сельского старосты или тиуна княжеского и боярского платилось по 12 гри-вен, за простого холопа, равно как за холопа, принадлежащего простому человеку, смерду, платилось только пять гривен; за ремесленника и за ре-месленницу, за пестуна и за кормилицу платилось опять 12 гривен, за жен-щину-рабу - шесть. За вред, причиненный холопом, отвечал господин; если холоп осмеливался бить свободного человека, то, по уставу Ярославову, лишался жизни. В Русской Правде находим положение, что за убийство чужо-го холопа без вины убийца платил господину цену убитого, а князю - 12 гривен продажи, пени, как за всякую порчу, истребление чужой собствен-ности; как видно, господин имел право безнаказанно убить своего холопа, как безнаказанно мог истребить всякую другую свою собственность. Произ-ведения или приобретения раба составляли собственность его господина. Холоп не мог быть свидетелем при следствии дела; при нужде позволялось сослаться на закупа. Кроме означенных состояний, встречаем еще особый разряд людей под именем изгоев. Из одного позднейшего свидетельства уз-наем, какие люди принадлежали к этому разряду: сын священника, не умею-щий грамоте, холоп, выкупившийся из холопства, наконец, задолжавший ку-пец. Из этого видим, что изгоем вообще был человек, почему-либо немогу-щий оставаться в прежнем состоянии и не примкнувший еще ни к какому но-вому.
|