Носить усы и бороду было в обычае: Русская Правда упоминает о их повреждении; о святом Борисе говорится, что у не-го, как у юноши, ус и борода были малые. Из конской сбруи упоминаются в летописи седла и узды. Для езды упот-реблялись возы. в смысле нынешних повозок и кола в смысле нынешних дрог или дровен. Название сани употреблялось одинаково для зимней и летней повозки. В пищу употребляли хлеб, мясо диких животных и домашнего скота, между прочим, конское, рыбу, овощи, сыры, кисели из пшеницы, отрубей, овса, кисельный раствор назывался цежью (от цедить); кисель ели с сытою. У князей были повара; мясо варили в котлах, пекли на угольях; посуда бы-ла: кади, лукна (лукошки), ведра, котлы, корчаги, бочки, ложки (деревян-ные и серебряные), ножи; упоминаются колодцы. Пили вино, мед, квас. Из увеселений упоминаются охота, рыбная ловля и пиры. Если принимать свиде-тельство Русской Правды для описываемого времени, то охота была псовая, ястребиная и соколиная: животные эти дорого ценились. Любили бани, преи-мущественно, как видно, на севере: южные жители смеялись над пристрасти-ем северных к баням. Занятия жителей составляли: земледелие; жители го-родов возделывали нивы и земли свои. На скотоводство указывают слова древлян: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо»; Константин Багрянородный говорит, что руссы покупают рогатый скот, лошадей и овец у печенегов, потому что эти животные не разводятся в России. Слова эти можно понимать так, что количество рогатого скота и овец, питаемых пле-менами, было недостаточно для потребления собственно руссов, которые должны были покупать скот у печенегов. В Русской Правде упоминаются ко-ни, волы, бараны, козы, свиньи; мясо последних животных, как видно, осо-бенно любили. Птицеводство: в Русской же Правде упоминаются ценные пти-цы: голуби, куры, утки, гуси, журавли, лебеди. Упоминаются овощи, следо-вательно, можно заключать об огородничестве. Рыболовство, звероловство, пчеловодство подразумеваются.
|