Наконец, после личных доблестей не без влияния на уважение к Мономаху было и то, что он происходил по мате-ри от царской крови; особенно, как видно, это было важно для митрополи-тов-греков и вообще для духовенства. Киевляне должны были желать, чтоб Мономах занял отцовское место; они могли желать этого тем более, что Мономах был им хорошо известен и из-вестен с самой лучшей стороны, тогда как Святополк Изяславич жил посто-янно на отдаленном севере и только недавно, по смерти брата своего Яро-полка, перешел из Новгорода в Туров, без сомнения, для того, чтобы быть поближе к Киеву на случай скорой смерти Всеволода. Но мы видели причины, которые заставляли Мономаха отказаться от старшего стола: он опасался, что Святополк не откажется от своих прав и будет доискиваться их оружи-ем; Мономах должен был хорошо знать, к чему ведут подобные нарушения прав; должен был также опасаться, что если Святополк будет грозить ему с запада, то с востока Святославичи также не оставят его в покое. Киевляне не могли не уважать основание, на котором Владимир отрекся от их стола, не могли не сочувствовать уважению к старшинству и притом не имели права отвергать Святополка, потому что еще не знали его характера; и когда он явился из Турова в Киев по приглашению Мономаха, то граждане вышли к не-му с поклоном и приняли его с радостию. Но радость их не могла быть про-должительна: характер сына Изяславова представлял разительную противопо-ложность с характером сына Всеволодова: Святополк был жесток, корыстолю-бив и властолюбив без ума и твердости; Сыновья его были похожи на отца. Киевляне немедленно испытали неспособность своего нового князя. В это время пошли половцы на Русскую землю; услыхавши, что Всеволод умер, они отправили послов к Святополку с предложением мира, т. е. с предложением купить у них мир: Мономах говорит детям, что он в свою жизнь заключил с половцами девятнадцать миров, причем передавал им много своего скота и платья.
|