В начальном периоде нашей истории мы видели пример поставле-ния митрополита из русских русскими епископами, независимо от византийс-кого патриарха; в описываемый период пример этот повторился в 1147 году, когда князь Изяслав Мстиславич поставил митрополитом Клима, или Климен-та, родом из Смоленска, отличавшегося, как мы видели, ученостию. Думают, что поводом к такому явлению могли быть замешательства, происходившие в то время на патриаршем византийском престоле и неудовольствие князя на бывшего пред тем митрополита Михаила, самовольно уехавшего в Грецию. Как бы то ни было, между собравшимися для посвящения Клима в Киев епископами обнаружилось сильное сопротивление желанию князя, они были непрочь от поставления русского митрополита, но требовали, чтоб Клим взял благосло-вение у константинопольского партиарха; они говорили ему: «Нет того в законе, чтоб ставить епископам митрополита без патриарха, а ставит пат-риарх митрополита; не станем мы тебе кланяться, не станем служить с то-бою, потому что ты не взял благословения у св. Софии и от патриарха; ес-ли же исправишься, благословишься у патриарха, тогда и мы тебе поклоним-ся: мы взяли от митрополита Михаила рукописание, что не следует нам без митрополита у св. Софии служить». Тогда Онуфрий, епископ черниговский, предложил средство к соглашению епископов, а именно: предложил поставить нового митрополита главою св. Климента по примеру греков, которые стави-ли рукою св. Иоанна. Епископы согласились, и Клим был посвящен. Один только Нифонт новгородский упорствовал до конца, за что терпел гонение от Изяслава, а от патриарха получил грамоты, где тот прославлял его и причитал к святым; и в нашей летописи Нифонт называется поборником всей Русской земли. Вообще летописец в этом деле принимает сторону Нифонта против Изяславова нововведения; быть может, здесь замешивались и другие отношения: летописец говорит, что Нифонт был дружен с Святославом Ольго-вичем; понятно, что в самом Новгороде сторона, приверженная к Мстислави-чам, неприязненно смотрела на Нифонта, и летописец дает знать, что мно-гие здесь говорили про него дурно.
|