Андрей Боголюбо-кий писал к Мстиславу, что надобно свергнуть митрополита, выбрать русс-ким епископам нового и потом рассмотреть дело беспристрастно на соборе, представляя, что зависимость от патриарха константинопольского тяжела и вредна для Руси. Но князь Мстислав, зная уже нерасположение к себе мно-гих князей и боясь, с другой стороны, раздражить и епископов, оставил дело без решения; но когда все несогласные с митрополитом епископы ра-зошлись, тогда митрополит с двумя Антониями, черниговским и переяславс-ким, осудили Поликарпа на заточение; а князь Святослав Всеволодович чер-ниговский выгнал из своего города епископа Антония. Любопытно, что се-верный летописец во взятии и опустошении Киева войсками Боголюбского ви-дит наказание за грехи киевлян, особенно за неправду митрополита, кото-рый запретил Поликарпа. Относительно материального благосостояния церкви, источниками для со-держания митрополита и епископов служили: 1) Десятина, которую определя-ли князья из своих доходов на главные церкви в своих волостях: так, еще св. Владимир определил в пользу киевской Богородичной церкви десятую часть имения и доходов своих; о князе Ярополке Изяславиче волынском ле-тописец говорит, что он давал десятину от всего своего имения св. Бого-родице, но без точного определения, именно ли в киевскую Богородичную церковь давал он десятину, потому что под св. Богородицею мог разуметься и монастырь Печерский, как разумеется он после, в рассказе о щедрости того же Ярополка. Андрей Боголюбский дал Богородичной владимирской церк-ви десятины в стадах своих и торг десятый. 2) Недвижимые имения: киевс-кой Десятинной церкви принадлежал город Полонный; Андрей Боголюбский дал владимирской Богородичной церкви город Гороховец, кроме того, дал слобо-ды и села; и город был не один: это видно как из летописи, так и из письма епископа владимирского Симона к киевопечерскому монаху Поликарпу: «Кто не знает, что у меня, грешного епископа Симона, соборная церковь во Владимире - красота всего города да другая в Суздале, которую сам пост-роил?
|