Выше было замечено, что необ-ходимо отнести начало церковного суда ко временам введения христианства в Русь, необходимо отнести первые уставы об нем ко временам Владимира и Ярослава, хотя бы и не в той форме, в какой они дошли до нас; что же ка-сается до признания и употребления этих уставов в описываемое время, т. е. от 1054 до 1228 года, то в этом не может быть никакого сомнения. Ру-ководством, Кормчею книгою при церковном управлении и судах был принят у нас с самого начала Номоканон, которым руководствовалась церковь гречес-кая. Должно думать, что он употреблялся в описываемое время и в гречес-ком подлиннике, потому что митрополиты и некоторые епископы были из гре-ков, - и в славянском переводе, ибо есть свидетельства из XVI века о су-ществовании тогда харатейных славянских кормчих, писанных при Ярославе I и сыне его Изяславе. Что же касается до прав духовенства, как сословия, то оно было свободно от гражданского суда, службы и податей гражданских. Мы видели важное значение духовенства в первые времена введения хрис-тианской веры в Русь, когда епископы являлись необходимыми советниками князя во всем, касавшемся наряда в стране; в описываемое время это зна-чение нисколько не уменьшилось: духовенство принимает сильное участие в событиях, в примирениях князей, в утишении народных восстаний; мы виде-ли, что после ослепления Василька киевляне отправили к Мономаху митропо-лита Николая, который уговорил князя помириться с Святополком; Мономах послушался митрополита, ибо чтил сан святительский, говорит летописец. Игумен Григорий помешал войне между Мстиславом Владимировичем и Всеволо-дом Ольговичем черниговским. Вячеслав употребил митрополита для перего-воров с тем же Всеволодом Ольговичем. Белгородский епископ Феодор и пе-черский игумен Феодосий были посредниками при заключении мира между ве-ликим князем Изяславом Мстиславичем и черниговскими князьями.
|