Только лица из этого сословия имели в то время досуг и все средства заняться летописным делом; говорим: все средства, потому что при тогдашнем поло-жении духовных, особенно монахов, они имели возможность знать современ-ные события во всей их подробности и приобретать от верных людей сведе-ния о событиях отдаленных. В монастырь приходил князь прежде всего сооб-щить о замышляемом предприятии, испросить благословения на него, в мо-настырь прежде всего являлся с вестию об окончании предприятия; духовные лица отправлялись обыкновенно послами, следовательно, им лучше других был известен ход переговоров; имеем право думать, что духовные лица отп-равлялись послами, участвовали в заключении договоров сколько из уваже-ния к их достоинству, могущего отвратить от них опасность, сколько вследствие большого уменья их убеждать словами писания и большой власти в этом деле, столько же и вследствие грамотности, уменья написать дого-вор, знания обычных форм: иначе для чего бы смоленский князь поручил священнику Иеремии заключение договора с Ригою? Должно думать, что ду-ховные лица, как первые грамотеи, были первыми дьяками, первыми секрета-рями наших древних князей. Припомним также, что в затруднительных обсто-ятельствах князья обыкновенно прибегали к советам духовенства; прибавим наконец, что духовные лица имели возможность знать также очень хорошо самые подробности походов, ибо сопровождали войска и, будучи сторонними наблюдателями и вместе приближенными людьми к князьям, могли сообщить вернейшие известия, чем самые ратные люди, находившиеся в деле. Из одно-го уже соображения всех этих обстоятельств мы имели бы полное право зак-лючить, что первые летописи наши вышли из рук духовных лиц, а если еще в самой летописи мы видим ясные доказательства тому, что она составлена в монастыре, то обязаны успокоиться на этом и не искать другого какого-ни-будь места и других лиц для составления первоначальной, краткой летопи-си, первоначальных кратких записок.
|