В 1270 году на Романа донесли хану Менгу-Тимуру, будто он хулит хана и ру-гается вере татарской; хан напустил на Романа татар, которые стали при-нуждать его к своей вере; тот не соглашался, и когда стали его бить, то он продолжал восхвалять христианство и бранить веру татарскую; тогда разъяренные татары отрезали ему язык, заткнули рот платком и, изрезавши всего по составам, отняли наконец голову и взоткнули на копье. Расска-завши смерть Романову, летописец обращается к русским князьям и увещева-ет их не пленяться суетною славою света сего, не обижать друг друга, не лукавствовать между собою, не похищать чужого, не обижать меньших роди-чей. Неизвестно, кто оклеветал Романа. Из бояр при князьях Северо-Восточной Руси упоминается Жидислав, вое-вода князя Ярослава Ярославича, которого татары убили в Переяславле в 1252 году; именем своим он напоминает прежних, славных на севере Жидис-лавов, или Жирославов. У князя Василия костромского упоминается воевода Семен, опустошавший в 1272 году Новгородскую волость; можно думать, что это одно лицо с знаменитым впоследствии Семеном Тонилиевичем. Обратимся теперь к Юго-Западной Руси. Плано-Карпини, проехавший через древнюю собственную Русь (Киевскую область) в 1245 году, говорит, что он во все продолжение пути находился в беспрестанном страхе перед литовцами, которые начали опустошать теперь и Приднепровье благодаря тому, что некому было противиться: большая часть жителей Руси или была побита, или взята в плен татарами; Киев пос-ле Батыева опустошения сделался ничтожным городком, в котором едва нас-читывалось домов с двести, жители находились в страшном рабстве; по ок-рестностям путешественники находили бесчисленное множество черепов и костей человеческих, разбросанных по полям. Таким образом, Русь находи-лась между двумя страшными врагами, татарами с востока и Литвою с запа-да, которые не замедлят вступить в борьбу за нее.
|