Между тем новгородская охочая рать с двумя князьями (Романом литовским и Констан-тином белозерским) и пятью своими воеводами начала воевать великокняжес-кие волости, взяла Кличен городок и Устюжню, а из Заволочья новгородцы с двинянами взяли Устюг. Много было кровопролития с обеих сторон, и новго-родцы, по словам их летописца, не желая видеть большего кровопролития между христианами, отправили послов к великому князю с челобитьем о ста-рине, а к митрополиту отослали грамоту целовальную; митрополит отвечал: «Я грамоту целовальную беру, грех с вас снимаю и благословляю вас». Ве-ликий князь также принял новгородское челобитье и взял мир по старине. Новгородцы дали князю черный бор по своим волостям, заплатили 350 рублей князю и митрополиту зато, что последний благословил их владыку и весь Новгород; те, за которыми были княжчины, поклялись не утаивать их. Три года прошло мирно: в 1395 году митрополит Киприан приехал в Нов-город вместе с послом патриаршим и запросил суда; новгородцы суда ему не дали, и несмотря на то, при отъезде он благословил владыку Ивана и весь Великий Новгород. Но в 1397 году великий князь вдруг послал за Волок на Двину бояр своих, приказавши объявить всей Двинской свободе (колонии): «Чтоб вам задаться за великого князя, а от Новгорода бы отняться? Князь великий хочет вас от Новгорода оборонять, хочет стоять за вас». В дошед-ших до нас летописях выставлена одна причина такого поступка великокня-жеского: Василий Димитриевич вместе с Витовтом литовским отправили пос-лов своих к новгородцам с требованием разорвать мир с немцами; новгород-цы не послушались князей и дали такой ответ в Москву: «Князь Василий! С тобою у нас мир, с Витовтом другой, с немцами третий!» Но есть очень ве-роятное известие, что великий князь решился захватить Заволоцкую свобо-ду, узнавши о сношениях новгородцев с Витовтом литовским, который скло-нял их поддаться ему.
|