Сотник, или сотский, удержи-вает прежнее значительное положение свое в Новгороде; в начале договор-ных грамот с князьями говорится, что шлется князю благословение от вла-дыки, поклон от посадника, тысяцкого и всех сотских. Но если купцы и во-обще горожане тянули к своим сотским, то сотские должны были тянуть к тысяцкому; великий князь в договорах с удельными выговаривает, чтоб мос-ковская рать по-прежнему выступала в поход под его воеводою и чтоб князья не принимали к себе никого из этой рати; последнее условие пока-зывает нам, что эта рать состояла из горожан; мы знаем также, что имя воеводы давалось преимущественно тысяцкому. Кроме собственных горожан, тянувших в городские сотни, могли жить в городе на своих дворах холопи и сельчане княжеские: так, Димитрий Донской условливается с Владимиром Андреевичем серпуховским послать в город (Москву) своих наместников, ко-торые должны очистить холопей их и сельчан; от этого происходило, что в Москве находились дворы, которые тянули к селам. На вятское устройство могут указать нам только первые строки послания митрополита Ионы, который обращается к троим воеводам земским, ко всем ватаманам, подвойским, боярам, купцам, житым людям и ко всему христи-анству. В городовом быту Юго-Западной Руси до литовского владычества самым замечательным явлением был приплыв чуждого народонаселения - немцев, жи-дов, армян. Под 1259 годом волынский летописец сообщает нам любопытное известие о построении и населении города Холма: однажды князь Даниил Ро-манович, охотясь, увидел красивое и лесное место на горе, окруженной равниною (полем): место ему полюбилось, и он построил сперва на нем ма-ленькую крепость, а потом другую, большую и начал призывать отовсюду немцев и русских, иноязычников и поляков, и набежало много всяких ремес-ленников от татар: седельники, лучники, тулники, кузнецы, медники, се-ребряники, закипела жизнь, и наполнились дворами окрестности города (крепости), поле и села.
|