«Кому даст господь бог, пречистая богородица, патриарх и все-ленский собор, того и я благословлю»,- был от него ответ. Несмотря на то, когда св. Алексий преставился в 1377 г., Митяй вошел на митрополичий двор, стал ходить в митрополичьем одеянии и начал обращаться с духо-венством и властвовать как митрополит. Сперва он сбирался ехать в Конс-тантинополь на поставление к патриарху, но потом раздумал и начал гово-рить великому князю: «В правилах писано, что два или три епископа пос-тавляют епископа; так пусть и теперь сойдутся епископы русские, пять или шесть, и посвятят меня в митрополиты». Великий князь и бояре согласи-лись, и епископы уже собрались. Но что случилось в XII веке при постав-лении митрополита Клима одним собором русских епископов, то же самое случилось и теперь: как тогда Нифонт новгородский восстал против непра-вильного, по его мнению, поставления Климова, так теперь против постав-ления Митяева вооружился Дионисий, епископ суздальский. Сопротивление Дионисия заставило Митяя опять думать о путешествии в Царьград; туда же начал сбираться и Дионисий, желая сам получить митрополию. Узнавши об этом, Митяй стал советовать великому князю удержать Дионисия, который может помешать ему в Константинополе, и великий князь велел держать суз-дальского епископа под крепкою стражею. Дионисий, чтоб избавиться из заключения, дал великому князю обещание не ездить в Царьград без его позволения и поставил поручителем преподобного Сергия Радонежского, но не сдержал слова: из Суздаля поехал в Нижний, отсюда Волгою - в Сарай, а из Сарая - в Константинополь. Митяй и прежде не соглашался на освобожде-ние Дионисия; ему казалось, что св. Алексий не хотел благословить его, Митяя, по совету преподобного Сергия, который и теперь действует против него заодно с Дионисием; когда же он узнал о бегстве Дионисия в Констан-тинополь, то негодование его достигло высшей степени, и св. Сергий гово-рил: «Молю господа бога сокрушенным сердцем, да не попустит Митяю испол-нить свою угрозу - разорить место это святое и изгнать нас без вины».
|