Смерть Пимена соединяла снова русскую церковь под одним митрополитом - Киприаном, для которого не было более пре-пятствий и в Москве: здесь Донской умер, и сын его Василий встретил с честию Киприана. Согласие московского князя с митрополитом не прерывалось после этого ни разу: мы видели, как оба они дружно действовали в делах новгородских. Союз Василия Димитриевича с тестем Витовтом литовским удерживал и цер-ковную связь между Русью Литовскою и Московскою: так, когда московский князь ездил в Смоленск на свидание с тестем, то в то же время ездил туда и митрополит Киприан, который из Смоленска поехал в Киев и жил там пол-тора года; потом, под 1404 годом, встречаем известие о новой поездке Киприана в Литву, к Витовту, и в Киев: от Витовта и от Ягайла получил он большую честь и много даров, большую честь видел от всех князей, панов и от всей земли; в Киеве он велел схватить наместника своего архимандрита Тимофея и слуг своих тамошних и отвести их в Москву; в это же путешест-вие Киприан должен был снять сап и отослать в Москву, в Симонов монас-тырь, Антония, епископа туровского, по настоянию Витовта, пред которым Антоний был оклеветан в сношениях с татарами; главною же причиною нена-висти литовских властей к Антонию полагают ревность этого епископа к православию. Но вскоре за тем последовал разрыв между князьями московским и ли-товским, долженствовавший повлечь за собою и разделение митрополии. Кип-риан не дожил до этого события. Когда по его смерти московский великий князь, не имея своего избранника, послал в Константинополь с просьбою выслать оттуда митрополита на Русь, Витовт отправил туда же полоцкого епископа Феодосия; литовский князь просил императора и патриарха: «Пос-тавьте Феодосия нам в митрополиты, чтобы сидел на столе киевской митро-полии по старине, строил бы церковь божию по-прежнему, как наш, потому что по воле божией мы обладаем тем городом, Киевом». Но в Константинопо-ле не исполнили желания Витовтова, а прислали на всероссийскую митропо-лию Фотия, родом грека, из Мореи.
|