А вы как осуждаете на смерть, будучи сами исполнены страстей? - один губит по вражде, другой хочет прибытка, а иному безумному хочется только побить да пограбить, а за что бьет и грабит, того сам не знает. Правила божественные повелевают осуждать человека на смерть по выслушании многих свидетелей; а вы в сви-детели поставили воду, говорите: если начнет тонуть - невинна, если же поплывет, то - ведьма. Но разве дьявол, видя ваше маловерие, не может поддержать ее, чтоб не тонула, и тем ввести вас в душегубство? Свиде-тельство человека отвергаете, а идете к бездушному естеству, к воде, за свидетельством!» Дошли до нас поучения митрополитов Петра, Алексия, Фотия. Литовс-ко-русский митрополит Григорий Цамблак, изученный, по словам летописей, книжной мудрости, оставил много проповедей. Мы должны обратить внимание на поучение новгородского владыки Симеона псковичам, ибо в нем высказы-ваются отношения новгородских владык к их пастве: «Благородные и христо-любивые честные мужи псковичи! сами знаете, что кто честь воздает своему святителю, то честь эта самому Христу приходит и воздающий принимает от него мзду сторицею. И вы, дети, честь воздавайте своему святителю и от-цам своим духовным со всяким пекорением и любовию, не пытая от них ниче-го и не говоря вопреки ничего; но смотрите сами на себя, укоряйте и су-дите сами себя, плачьтесь о грехах своих, не похищайте чужого, не радуй-тесь бедам братии своей; не мудрствуйте о себе и не гордитесь, но со смирением повинуйтесь отцам своим духовным. Церковь божию не обижайте, в дела церковные не вступайтесь, не вступайтесь в земли и воды, в суды и печать и во все пошлины церковные, потому что всякому надобно гнева бо-жия бояться, милость его призывать, о грехах своих плакаться и чужого не брать». К описываемому времени можно отнести окончательное составление краткого домостроя, который в некоторых сборниках называется «Поучение владыки Матфея сарайского к детям моим».
|