Воины, с обеих сторон православные христиане, ратуют каждый по сво-ем князе, волею и неволею; в схватке секутся без милости: поднимает руку христианин на христианина, кует копье брат на брата, острит меч приятель на приятеля, стрелами стреляет ближний ближнего, сулицею прободает срод-ник сродника, племенник своего племенника низлагает и правоверный едино-верного рассекает, юноша седин старческих не стыдится и раб божий раба божиего не пощадит». Начало псковских летописей можно отнести ко второй четверти XIII ве-ка. Относительно состава списков их, до нас дошедших, встречаем любопыт-ное указание в так называемой второй Псковской летописи под 1352 годом: «Бысть мор зол во Пскове, и по селам, и по всей волости, хракотный: о сем пространне обрящеши написано в Русском летописци». Это пространное известие о море, написанное, как по всему видно, псковичом и современни-ком, находится во Псковской первой и в Новгородской четвертой летописи; но какая летопись разумеется здесь под именем Русского летописца? Мы ду-маем только, что здесь не может разуметься местная Псковская. Что каса-ется характера Псковских летописей, то рассказ их отличается особенным простодушием; при этом замечаем в Псковских летописцах сильную привязан-ность к одним и тем же обычным выражениям при описании известных собы-тий. Легко заметить, на каких отношениях сосредоточивается преимущест-венно участие летописца - на отношениях к немцам ливонским и к Новгоро-ду; мы заметили, что жалоба на непособие от новгородцев служит постоян-ным припевом псковского летописца. В северо-восточной летописи вообще в описываемое время, именно с кон-ца XIV века, замечаем важную перемену: годы мироздания перестают счи-таться с марта и начинают считаться с сентября. Заметим и перемену в ве-ществе рукописей: с XIV века вместо пергамена стали употреблять бумагу, сделанную из хлопчатой, и тряпичную.
|