Мы видели, что только увещания новгородского архиепископа Ионы, пользовавшегося особенным уважением в Москве, и последовавшая вскоре смерть великого князя отвратили от Новгорода последний удар, который хотел нанести ему Василий Темный, жаловавшийся, что новгородцы не чтут его как следует.
Действительно, особный быт Новгорода давно уже поддерживался только
усобицами княжескими, и необходимым следствием их прекращения было
приравнение Новгорода к другим городам Северной Руси, полное подчинение его
князьям московским; Василий Темный, как скоро избавился от опасных или
беспокойных князей, так начал тяготиться, что Новгород не воздает ему
достойной чести, ему, который держит в руках всех князей: понятно, что если
сам Василий не успел освободить себя от таких неприятных для него отношений,
то сын его должен был об этом позаботиться. Новгородцы не могли не понимать
всей опасности своего положения, не могли не видеть, что против сына
Василиева не будет им помощи ни от кого из князей Северной Руси, и потому
должны были искать помощи в другой стороне. Кроме великого князя
московского, теперь сильного, спокойного, замышлявшего нанести последний
удар Новгороду, был еще великий князь литовский, который назывался также и
русским; к этому князю отъезжали из Северо-Восточной Руси все князья
недовольные, лишенные отчин, угрожаемые князем московским; к нему обратились
и новгородцы в последний, решительный час. Но великий князь литовский и
вместе король польский был католик; отложиться от московского князя и
поддаться литовскому, отложиться от московского митрополита и признать свою
зависимость от митрополита киевского, митрополита подозрительного по своему
поставлению, ученика Исидорова, в глазах многих, в глазах большинства в
Новгороде, в глазах всего северного русского народонаселения значило
изменить православию, приложиться к латинству или по крайней мере
подвергнуть древнее благочестие сильной опаcности. Таким образом, мысль о подданстве великому князю литовскому встречала сопротивление в господствующем чувстве большинства в Новгороде, в привязанности к вере предков; таким образом, Москва в окончательной борьбе своей с Новгородом имела могущественного нравственного союзника, обещавшего верную победу; этот союзник было православие.
|