Дьяки пропели многолетие великому князю.
В 1478 году великий князь вступился в спор, начавшийся между
митрополитом Геронтием и ростовским архиепископом Вассианом по поводу
Кириллова Белозерского монастыря. Монахи этого монастыря, не желая быть под
управлением ростовских архиепископов, просили своего удельного князя,
Михаила Андреевича Верейского, взять их под свое ведение; князь обратился с
просьбою к митрополиту, и тот дал грамоту, по которой монастырь поступал в
ведение князя Михаила, а ростовский архиепископ лишался над ним всякой
власти. Вассиан обратился сначала к митрополиту с просьбою, чтоб не
вступался в его предел; когда же Геронтий его не послушал, то он обратился к
великому князю, прося суда с митрополитом по правилам. Иоанн принял сторону
архиепископа, но митрополит не послушал и его. Тогда великий князь послал
взять у князя Михаила митрополичью грамоту и велел съезжаться в Москву на
собор всем епископам и архимандритам. Митрополит испугался соборного суда и
упросил Иоанна потушить дело: великий князь помирил его с Вассианом, грамоту
изодрали, и Кириллов монастырь перешел по-прежнему в ведение ростовского
архиепископа. Иначе кончился спор, возникший у великого князя с тем же
митрополитом Геронтием по поводу чисто церковного дела. Нашлись люди,
которые наговорили Иоанну, что митрополит во время освящения Успенского
собора поступил не по правилам, ходил с крестами около церкви не по
солнечному восходу. Великий князь рассердился, начал говорить, что за это
бог пошлет гнев свой; начались толки, розыски; в книгах не нашли, как ходить
во время освящения церкви, по солнцу или против солнца; но речей было много:
одни говорили за митрополита, а другой говорил: «Я сам видел, как на Святой
горе освящали церковь; там с крестами против солнца ходили», - и был спор
большой, которого не решили ростовский владыка Вассиан и чудовский
архимандрит Геннадий, призванные великим князем. Митрополит в доказательство
своего мнения приводил, что когда диакон кадит престол в алтаре, то на
правую руку ходит с кадилом, а они говорили: «Солнце праведное Христос на ад
наступил, смерть связал и души освободил, для этого на Пасху исходят против
солнца». Нашествие Ахмата и смерть Вассиана Ростовского прекратили на время
спор; но когда все успокоилось, он опять возобновился; митрополит, негодуя,
что великий князь все держится мнения его противников, выехал из Кремля в
Симонов монастырь, оставив посох свой в Успенском соборе и взявши с собою
только ризницу; он говорил, что если великий князь не приедет к нему, не
добьет челом и спора не прекратит, то он окончательно оставит митрополию и
будет жить в келье, как простой монах.
|