Ельчанинову долго
было дожидаться Генриха; он дождался сейма, во время которого пришел к нему
тайно ночью литовский пан, староста жмудский, и говорил: «Чтобы государь
прислал к нам в Литву посланника своего доброго, а писал бы к нам грамоты
порознь с жаловальным словом: к воеводе виленскому грамоту, другую - ко мне,
третью - к пану Троцкому, четвертую - к маршалку Сиротке Радзивиллову, пятую
- ко всему рыцарству, прислал бы посланника тотчас, не мешкая; а королю
Генриху у нас не бывать. Я своей вины пред государем не ведаю ни в чем, а
государь ко мне не отпишет ни о каких делах и себе служить не велит; нам
безмерно досадно, что мимо нас хотят поляки государя на государство просить,
а наша вера лучше с московскою сошлась, и мы все, литва, государя желаем к
себе на государство. Если мы умолим бога, а государя упросим, что будет у
нас в Литве на государстве, то поляки все придут к государю головами своими
бить челом; а государю известно, что когда у нас прежде был король Витовт,
то он всегда жил в Вильне; и теперь нам хочется того же, чтоб у нас король
был в Вильне, а в Краков бы ездил на время; но государь как будто через пень
колоду валит». Далее староста говорил, что Литва, согласно царскому желанию,
хочет избрать императорского сына, но поляки хотят выбрать приятеля
султанова; говорил, что им трудно принять условие относительно
наследственности короны в потомстве царя; но если они милость и ласку государскую познают, то от потомства его никогда не отступят, хотя бы и другой народ не согласился; потом еще жестоко людям кажется то, что государь говорит о Киеве и Волынской земле и что венчать его на царство будет митрополит московский. Из поляков Яков Уханский, епископ гнезненский, прислал Ельчанинову образцы грамот, какие царь должен прислать к духовенству, панам, ко всему рыцарству и к каждому пану в особенности; в общих грамотах Иоанн должен был просить об избрании, обозначить в грамоте, что он не еретик, а христианин, крещен во имя св. троицы, что поляки и русские, будучи одного племени, славянского или сарматского, должны, как братья, иметь одного государя. Замечательны образцы грамот к некоторым вельможам; например, к одному царь должен был написать: «Ты меня знаешь, и я тебя знаю, что у тебя большая сума (калита); я не калиты твоей хочу, хочу тебя иметь своим приятелем, потому что ты умный человек на всякие дела, умеешь советовать так, что не только калита, но и сундуки будут».
|