Всякий, сравнивавший летописи Есипова и Строгановскую, согласится с
нами, что отзыв о способе изложения событий в обеих, отзыв, который мы
находим в исследовании г. Небольсина, мог произойти не иначе как вследствие
какого-нибудь случайного смешения автором обеих летописей, принятия одной
вместо другой: иначе невозможно объяснить, как, например, автор позволил
себе сказать, что летопись Есипова излагает происшествия просто, внятно, без
претензий на ученость! Стоит только заглянуть в главу III, VI, VIII, чтоб
прийти к высказанному нами предположению о смешении автором обеих летописей:
неужели это не претензия на ученость, говоря о Сибири, толковать об Италии,
говоря о Кучуме, наполнять целую главу толками о Моисее? И можно ли найти
что-нибудь подобное в Строгановской летописи? Перед нами две летописи:
составитель одной обнаруживает явное пристрастие к своему герою Ермаку, для
чего умалчивает о призвании его Строгановыми; составитель другой
рассказывает события на основании источников несомненных, именно царских
грамот, и приводит вполне эти грамоты-которого из двоих мы должны
предпочесть? Неужели мы должны обличать последнего в пристрастии к
Строгановым за то только, что он упоминает об участии их в деле Ермака, основываясь на царских грамотах, прямо говорящих об этом участии?
Следовательно, Строгановская летопись должна быть предпочтена всем другим
известным летописям сибирским по своим источникам, по согласию известий
своих с источниками, неоспоримо достоверными. Но если бы даже мы и не знали
значения источников Строгановской летописи, то и тогда мы должны были бы
предпочесть ее Есиповской, ибо Строгановская объясняет нам явление вполне
удовлетворительным образом, указывая на постепенный ход, связь событий:
колонизуется страна, соседняя с Сибирью; колонизаторам по обыкновению даются
большие права; по особенным условиям новонаселенной страны богатые
колонизаторы должны взять на себя обязанность защищать собственными
средствами свои поселения, строить острожки, содержать ратных людей; само правительство в грамотах своих указывает им, откуда они могут набрать ратных людей-из охочих козаков; эти козаки особенно становятся им нужны, когда они намереваются перенести свои промыслы и за Уральские горы, во владения сибирского салтана, для чего у них есть царская грамота, и вот они призывают толпу охочих козаков с Волги и отправляют их в Сибирь.
|