А что я пожаловал Романову жену Юрьевича и ее сына Никиту
волостями и селами, и сын мой Иван в ту вотчину у них и у детей их не
вступается». Князья Мстиславские и Глинские были приезжие из Литвы недавно и
в средствах содержания зависели от милостей государя; иного рода
распоряжения видим относительно русских князей Рюриковичей, которые, и
поступивши в служилые князья, сохраняли еще богатые отчины. У князя
Воротынского взята была его старая вотчина, город Одоев с двумя другими
городами, и взамен дана вотчина на севере, город Стародуб Ряполовский,
муромская волость Мошок, нижегородское село Княгинино и на Волге Фокино
селище. В духовной же Иоанна находим указания на отнятие отчин у потомков
Стародубских князей - князей Гундоровых, Пожарских, Тулуповых,
Ромодановских, Ковровых, Кривоезерских, Нагаевых, Стародубских (собственно),
Палецких; далее в духовной читаем: «Которые вотчины я взял у князей
ярославских, те вотчины сыну моему Феодору». Для скорейшего перехода
княжеских вотчин в казну в дополнительных указах к Судебнику сделаны
следующие распоряжения: «Которые вотчины за князьями ярославскими,
стародубскими, ростовскими, суздальскими, тверскими, Оболенскими,
белозерскими, воротынскими, мосальскими, Трубецкими, одоевскими и за другими служилыми князьями вотчины старинные: тем князьям вотчин своих не продавать, не менять, за дочерьми и сестрами в приданое не давать; а которого князя бездетна не станет, и те вотчины брать на государя. А который князь напишет в своей духовной грамоте вотчину своей дочери или родной сестре и душу свою напишет с той вотчины строить (поминать), тех вотчин дочерям и сестрам в приданое не давать, давать приданое и душу поминать из животов (движимого имения); а у которого князя не будет столько животов, чтоб можно было за дочерью или сестрою в приданое дать и душу поминать, то государь, рассудя по вотчине, велит дать из своей казны, а вотчины велит государь взять на себя. А который князь вотчину свою напишет брату родному, или двоюродному, или племяннику, родного брата сыну, или какому-нибудь ближнему роду (родственнику), кроме тех степеней, в которых можно между собою жениться: и государь, того посмотря, по вотчине, и по духовной, и по службе, кому какую вотчину напишет, велит указ учинить.
|