Когда Маруша этот камень осмотрит, скажет вам, что он годится на помост
церковный и лице будет на него наложить можно, то вы бы этот камень
осмотрели сами и мастеров добыли, кто б на нем лице наложил, как у Софии
Премудрости божией; а если сам Маруша захочет поискуситься, лице наложить,
то вы бы для образца прислали к нам камня два или три; да велели бы испытать
всех трех камней, железницы, голубицы и красный. Маруша же нам сказывал, что
есть в Новгороде, Васюком зовут, Никифоров, умеет резать резь всякую: и вы
бы этого Васюка прислали к нам в Москву». После большого московского пожара,
когда приступили к возобновлению церквей, то послали за иконописцами в
Новгород и Псков; из псковских иконописцев были известны в это время: Остан,
Яков, Михаила, Якушка, Семен Высокий Глаголь; в Новгороде - дьякон Никифор
Грабленый. Упоминается колокольный мастер Иван Афанасьев, который слил
колокол для Новгорода в Александровской слободе. Под 1558 годом новгородский
летописец говорит, что в Саввиной пустыне покрывали церковь новою кровлею
мастера домашние Захар и Семен. Но в 1535 году каменную церковь св. Георгия
на Хутыни «чудесную, какой нет в Новгородской земле», строили мастера
Тверской земли: старшему из них имя Ермолай. В 1536 году была построена
первая теплая церковь в Новгороде, Сретения на Дворище; из Новгорода же
выписывались серебряные мастера для делания иконных окладов: этим
мастерством были известны Артемий и Родион Петровы с братьями и детьми. В
Новгороде можно было достать оконничные разноцветные стекла, которые
выписывались отсюда царем. В Москве упоминается особое мастерство
ожерелейное, в Новгороде упоминаются сермяжники, молодожники, красильники. По свидетельству Михалона Литвина, города московские изобилов.али мастерами, которые отправляло в Литву деревянные чаши, палки для опоры слабым, старым и пьяным, седла, копья, украшения и различные оружия. Несмотря на то, русских мастеров было очень недостаточно: мы видели, как Иоанн домогался гаваней на Балтийском море для того, чтоб иностранные мастера могли беспрепятственно приезжать в его государство; как сильна была нужда в знающих какое-нибудь мастерство иностранцах, видно из следующей грамоты царя к новгородским дьякам в 1556 году: «Велели бы вы в Новгороде, пригородах, волостях и рядах кликать (по торгам не одно утро, чтоб боярские дети и всякие люди немецких пленников немцам и в Литву не продавали, а продавали бы их в московские города; а на кого доведут дети боярские, что немецких пленников продавал немцам, тех детей боярских пожалую своим жалованьем, а доведет черный человек, и ему на том, на кого доведет, доправить 50 рублей, а продавцов сажать в тюрьму до нашего указу.
|