Относительно обыска постановлено в 1556 году: если ищеи и ответчики, тяжущиеся перед боярами и во всех приказах, пошлются в обыск на многих людей безыменно, то бояре посылают обыскивать к старостам и целовальникам. Старосты и целовальники велят ездить к обыскам многим людям и всем лучшим, князьям и детям боярским, их прикащикам и крестьянам, архимандритам, игуменам, попам и дьяконам; а из городов с посаду лучшими людьми обыскивать с лица на лицо, а заочно обыскных людей не писать; речи свои обыскные люди пишут сами; а которые люди грамоте не умеют, те руки прикладывают и отцы их духовные к тем речам также руки прикладывают. Если обыскные люди скажут не одни речи-иные люди говорят по истце, а другие по ответчике; то, по ком скажет больше людей, человеками пятидесятью или шестидесятью, того по большому обыску оправить, а по меньшому обвинить, без поля и крестного целования. После того государь прикажет владыке или архимандриту, или игумену разведать вправду, которая половина солгала, и лживых казнить. Скажут в обыску поровну, половина по истце, а другая половина по ответчике, то по таким обыскам дела не вершить, а посылать на обыск в другой раз, велеть обыскивать другими многими людьми про то, которая половина солгала.
На которую половину доведут, что она солгала, то выбрать из нее, изо ста
человек прикащиков и крестьян, лучших людей человек пять или шесть, и бить
их кнутом, а игуменов, попов и дьяконов отсылать к святителю; все убытки,
которые потерпит правый, кроме иска, взыскивать на тех, на которых ложь
доведут, а которых людей пытали по ложному обыску, тем людям взять на них
бесчестье вдвое, для лжи, чтоб вперед не лгали. Тому же самому подвергаются
люди, которые на обыске в одном деле двойные речи говорят. Пошлется в суде
ищея или ответчик не на многих людей, человек на пять или на шесть, а верить
этим людям нельзя, то ими не обыскивать, а вершить дело по суду и по делу,
что положено на суде.
|