чернец Пимен сказывал,
что познакомился с Гришкою Отрепьевым в Новгороде Северском и проводил его
за литовский рубеж; чернец Венедикт сказал, что видел вора Гришку в Киеве, в
Печерском и Никольском монастырях в чернецах, и у князя Острожского был в
дьяконах, и после того пристал к лютарям, уклонился в ересь и чернокнижье,
стал воровать у запорожских черкас, в чернецах мясо есть; и он, Венедикт,
извещал на него печерскому игумену; и печерский игумен посылал к козакам
этого вора схватить, и он, узнав про то своими бесовскими мечтами, скрылся и
ушел к князю Адаму Вишневецкому и по сатанинскому ученью, по вишневецких
князей воровскому умышленью и по королевскому веленью стал называться князем
Димитрием». Патриаршая грамота оканчивалась так: «Вы бы эту грамоту велели
прочесть всем и того расстригу Гришку и его воровских советников и
государевых изменников, которые тому вору последуют, и вперед кто станет на
то прельщаться и ему верить, соборно и всенародно прокляли и вперед
проклинать велели, да будут они все прокляты в сем веке и в будущем. А мы
здесь в царствующем граде Москве соборно и со всеми православными
христианами также их вечному проклятию предали и вперед проклинать
повелеваем».
Только в январе 1605 года северные русские области были уведомлены правительством о Лжедимитрии, тогда как южные давно уже волновались его подметными грамотами. «Люди, которые в государстве за их богомерзкие злодейские дела приговорены были на сожжение, а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические сеяли, между царств вражду и ссору делали, и в Северской стране мужики севрюки люди простые, забыв бога и душу свою, поверя сендомирскому воеводе с товарищи, что паны радные, начали приставать к вору». Подметные грамоты провозились в мешках с хлебом, которого доставлялось тогда много из Литвы по случаю дороговизны. Таким образом, заставы, поставленные под предлогом мора, а в самом деле для перехватывания подозрительных людей с вестями о Димитрии, не помогали.
|