После этого оба посла подошли к руке царской; дьяк взял грамоту и, прочитав, отвечал, что цесарь берет ее только для своей свадьбы, но что после никогда, ни от кого не примет грамоты, в которой не будет прописано его полного титула. Но этим споры и неудовольствия не кончились: послы отказались участвовать в брачных пирах Димитрия, потому что он не хотел посадить их за один стол с собой; в этом случае уступили поляки благодаря посредничеству Мнишка.
Обнаружилось, что главная цель, для которой после приезда Марины царь
хотел поддержать союз с Польшею, не могла быть достигнута. Нунций Рангони
писал к Димитрию, что хотя он по приказу папы и говорил с королем
Сигизмундом о тайном союзе между Москвою, Польшею и Империей, однако к
заключению этого союза встречаются неодолимые препятствия, в числе которых
первое место занимает народная вражда между немцами и поляками; король может
согласиться на союз с Империею только на том условии, чтоб все имперские
князья на это согласились и дали клятву не оставлять поляков во все
продолжение войны с неверными, но при известном состоянии дел в Германии от
князей нельзя ожидать подобного обязательства. Поэтому папа хотел
ограничиться союзом Москвы с Польшею против одних крымских татар,
истреблением которых оба государства отняли бы у Порты важное пособие и дали бы императору возможность с большим успехом действовать против нее в Венгрии. Но война с крымцами была вместе и войною с Турциею, которая не могла оставить без помощи своих подданных, и если Сигизмунд отговаривался от войны с турками, то не мог начать и похода на Крым. Послы Олесницкий и Гонсевский, начавши переговоры с боярами, предложили им вопрос: «Когда и с какими силами государь их намерен ополчиться против неверных?» Бояре отвечали: «Наш цесарь намерен воевать с погаными единственно по ревности к славе божией и святой вере, безо всяких других видов. Если же король поручил вам только выведать наши мысли, чтоб после самому ничего не делать, то это будет коварством и обманом». На это послы сказали: «Вам самим известен порядок переговоров: кто предлагает какое-нибудь важное дело и требует чего-нибудь от другого, тот сам прежде объявляет свои средства».
|