Наконец русские ратные люди имели полное право смеяться над ничтожностию сил гетмана: с ним пришло не более 2000 войска, ослабленного нравственно раздорами и физически предшествовавшими трудами в Ливонии; пехоты вовсе не было.
Так прошла осень 1611 года; когда наступила зима, у поляков недостало съестных припасов, за сеном нужно было ездить за несколько миль в сопровождении вооруженных отрядов для безопасности, и Ходкевич отступил от Москвы к монастырю Рогачеву (между рекою Пугою и Волгою, в 20 верстах от Ржевы): отошло с ним немало и тех поляков, которые сидели в Кремле и Китае; тем же из них, которые остались в Москве, равно как охотникам из Сапежинских полков, пожелавшим остаться с ними, положено было особое жалованье, а в заклад отданы сокровища из казны царской: первым дано две короны - Годуновская и Лжедимитриева, посох царский единороговый с дорогими камнями, богатое седло гусарское Лжедимитриево, несколько рогов единороговых, которые ценились тогда очень дорого; сапежинцам дали две шапки царских, золотой посох и яблоко, усыпанное дорогими каменьями.
Бояре, осажденные в Кремле, видели, что только немедленное прибытие
короля или королевича с войском может спасти их, и потому в начале октября
отправили к Сигизмунду новое посольство, составленное из князя Юрия Никитича
Трубецкого, Михайлы Глебовича Салтыкова и думного дьяка Янова. Новое
посольство, говорилось в верющей грамоте, отправлено потому, что старые
послы, как писал сам король, делали не по тому наказу, какой был им дан,
ссылались с калужским вором, с смоленскими сидельцами, с Ляпуновым и другими
изменниками. Грамота к Сигизмунду начинается так: «Наияснейшему великому
государю Жигимонту III и проч. великого Московского государства ваши
государские богомольцы: Арсений, архиепископ архангельский, и весь
освященный собор, и ваши государские верные подданные, бояре, окольничие» и
проч. Гермоген был заключен, да и ни в каком случае не согласился бы
подписать грамоту, где бояре называли себя верными подданными Сигизмунда;
бывший Лжедимитриев патриарх Игнатий воспользовался вступлением Жолкевского
в Москву, чтоб освободиться из заключения и уехать в польские владения; в
челе кремлевского духовенства оставался Арсений - грек, которому поручено
было служить в Архангельском соборе и который потому назывался архиепископом
архангельским.
|