Общее законодательство. Несмотря на свою абсолютную власть, правители, по крайней мере официально, не могли действовать самочинно. Они должны были считаться не только с общими римскими законами, но и с нормами так называемого общенародного права (jus gentium), т. е. с правовой системой, которая регулировала отношения иностранцев и римских граждан, а также с законами и обычаями местных жителей. Кроме того, правитель должен был также считаться и с особыми установлениями и привилегиями свободных и федеративных испанских городов. В свою очередь, вступая в должность, правитель публиковал своего рода программу с изложением принципов и правил, которых он намерен был придерживаться; эти правила, представлявшие собой специальный закон каждой провинции, пока правитель находился у власти, назывались провинциальным эдиктом. В особых случаях правитель издавал другие эдикты я декреты. Позже так же стали поступать императоры, от которых до нас дошло значительное количество политико-административных, уголовныж и гражданских распоряжений, относящихся к Испании. Текст законов гравировался на медных или бронзовых дощечках. Как уже отмечалось, правитель был связан в своей деятельности необходимостью соблюдать многочисленные правила и законоположения. Впрочем, обилие этих ограничительных правил ни в какой мере не препятствовало правителям совершать различные злоупотребления, особенно в делах., относящихся к податному обложению. Обитатели провинций сохраняли за собой право обжалования действий правителей либо через посредство местных собраний, либо через делегатов, направляемых в Рим. Случалось, что против дурных правителей жители выступали с оружием в руках. Такие случаи имели место в Бетике и в Тарраконе, причем римский сенат смещал и приговаривал к изгнанию правителей.
|