Он защищал осужденное церковью учение о переселении душ и другие положения, заимствованные из языческих культов. Присциллиан считал, что причащать следует не вином, а виноградом и молоком, и что отправлять религиозные церемонии могут все миряне.
Его учение быстро распространилось в Испании, особенно в Галисии, Лузитании и Бетике, получив поддержку некоторых епископов. Самого Присциллиана избрали епископом Авильским. Против него выступили другие испанские прелаты. Для осуждения его идей был созван Сарагосский собор (330 г.). Присциллиан и его сторонники обратились к императору, который, как мы уже видели, часто вмешивался в церковные дела. Император, будучи посредником, то одобрял присциллиан, то осуждал их. С помощью-императора присциллиане в течение некоторого времени господствовали в Испании и преследовали католических епископов, пока другой император не осудил их и не казнил Присциллиана и его ближайших приверженцев.
Однако смерть Присциллиана не привела к искоренению ереси; более того, присциллианство приобрело новых сторонников и заметно усилилось, особенно в Галисии. Хотя на I Толедском соборе (400 г.) многие присциллиане отреклись от своих убеждений, ересь эта продолжала волновать умы в течение двух столетий.
Но церковь, помимо ересей, вела еще борьбу против римской языческой религии и различных местных культов, которые сохраняли свое влияние в течение длительного времени, особенно в сельских местностях, и официально именовались «суевериями».
Экономическое положение Испании. Ремесло. Различия в географической обстановке и климатических условиях на территории Пиренейского полуострова издавна определяли и различия в экономическом положении тех или иных областей. Имелись богатые области, например юг, где земледелие и многочисленные ремесла приобрели значительное развитие, и бедные районы, такие, как центр и север, которые значительно уступали югу и в том и в другом отношении.