Народное образование. Для распространения своей культуры римляне создали систему народного образования. Эта система состояла из трех ступеней: начальной школы (schola, ludus literarium), школы, которую, в нашем понимании, следовало бы назвать средней (artes vet disciplinae liberalis), и профессиональных учебных заведений. Обучение в начальной школе начиналось для детей в возрасте 6—7 лет без различия пола. Учителя этих школ назывались грамматистами или литераторами. В школах применялись телесные наказания в их традиционной форме, сохранившейся почти до наших дней. Школы этой категории содержались муниципиями. В средних школах, посещаемых детьми от 10 до 14 лет, изучались дво группы предметов—тривиум, включавший изучение грамматики, риторики и диалектики, и квадривиум, цикл четырех дисциплин, включавший арифметику, геометрию, музыку и астрономию. В Испании подобные школы были в Кордове, Сагунте, Кадисе и других городах. Преподаватели были двух категорий—одни назначались куриями и считались поэтому на положении официальных должностных лиц, другие же, независимо от муниципалитетов, открывали публичные кафедры (auditorium), обучение в которых было иногда бесплатным, а иногда оплачивалось учениками. Официальные преподаватели получали установленное вознаграждение деньгами и натурой; однако часто они оказывались в бедственном положении, потому что курии задерживали выплату жалованья. Кроме того, имелись частные учителя, иногда руководившие школами, а иногда дававшие уроки на дому. У детей богатых и знатных особ обычно имелись также специальные преподаватели—гувернеры. Это были по большей части рабы или вольноотпущенники, обладающие большими способностями и знаниями. Их называли педагогами. В системе обучения значительное место занимали физические упражнения и гимнастика.
|