В церквах и монастырях созданы были школы, где изучалось не только богословие, но и гуманитарные науки, причем преподавание велось уже на начальной ступени обучения. В этих школах, под влиянием религиозных принципов, введено было раздельное обучение, точнее говоря, женщины могли получать лишь домашнее образование, и естественно, что в то смутное время они не могли приобрести много знаний таким путем.
Помимо церковных и монастырских школ, в которых, естественно, все было подчинено задачам религиозного воспитания, имелись еще еврейские учебные заведения, в которых применялся особый метод обучения: наставники зачитывали тексты, подлежащие изучению, и комментировали их совместно со своими учениками. Подобная система обучения была усвоена университетами позднейшего периода.
Язык и письменность. Вестготская Испания говорила на трех языках: готском, принесенном завоевателями, но вскоре вышедшем из употребления, латинском—языке римского и романизированного населения, и баскском»
Готский язык располагал так называемым ульфиловым письмом и был средством распространения арианской культуры, как латинский язык-средством распространения культуры католической. С обращением Рекареда в католичество преобладание получил римский элемент и многие ариан-ские книги, написанные на готском языке, были уничтожены. А в связв с этим готская письменность утратила былое значение, хотя ею пользовались еще и в VII в.
В общем пользовании и в официальной переписке готское письмо было заменено латинским в той форме, которую оно приняло в Испании и которую неправильно называют готической. Этот вид письма следовало бы называть толедским.
Вероятно, церкви и арианские епископы имели свои собственные библиотеки. В католических церквах и монастырях действительно были такие библиотеки и перепиской книг занималось немало монахов. Копии в некоторых случаях выполнялись в коммерческих целях, и наиболее популярные книги выходили в рукописных переизданиях.