В этом кодексе многие юридические нормы комментируются в духе писаний Исидора Севильского. Принципы церковной доктрины, оказавшие влияние на систему правовых отношений, таковы: божественное происхождение власти, обязанность государтсва защищать церковь, подчинение закону, как необходимое условие общественного благосостояния (это положение распространяется и на королей, тиранические действия которых сурово осуждаются), зафиксированное в закондательстве разделение коронной и частной собственности и защита последней от узурпации со стороны королей, наследственность престола и укрепление королевской власти как предпосылка прекращения усобиц и смут, искоренение ересей и наказание всех совершенных преступлений против религии с помощью государства. Искусство. В архитектуре вестготы следовали классическим принципам, хотя упадок проявился и в характере строительных материалов, и в типах сооружений, и в особенностях орнаментации. Здания становятся беднее и не столь монументальными, как в римскую эпоху, хотя, судя по дошедшим до нас описаниям церквей в Мёриде и Эворе, сооружения того времени были, по крайней мере относительно, довольно величественны. Возможно, вестготы принесли с собой в Испанию элементы восточного и греческого искусства, заимствованные ими в эпоху пребывания на берегах Дуная и Дона. В этом же смысле должно было также сказаться непосредственное общение с византийцами после завоевания ими юго-восточных областей Испании и оживленные культурные сношения между Испанией и Константинополем. В силу этого (а также германских влияний, имевших место, вероятно, в масштабе, который в настоящее время очень трудно себе уяснить) изменилось и латинское искусство, в котором появились некоторые новые черты. У нас имеются сведения о различных общественных зданиях—дворцах, храмах, построенных в вестготскую эпоху, но немногие из них сохранились настолько, чтобы можно было судить о стиле той эпохи. Господствующей формой церквей является базилика латинского или византийского типа, имеющая в плане вид греческого креста.
|