СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУСУЛЬМАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА Форма правления. На первый взгляд может показаться, что уничтожение халифата и последующие смены режима управления, происходившие вплоть до XIII в. в мусульманской Испании, должны были привести к большим изменениям во внутренней политической организации. Фактически же этого не произошло. Правда, единство арабского государства было уничтожено. Поэтому совершенно изменилось территориальное деление и иерархия должностных лиц, изменились и общие законы управления, которые связывали различные части обширной империи халифов и теперь перестали оказывать свое действие. Однако как таифские эмиры, так и альморавидские и альмохадские правители следовали абсолютистской традиции халифов, причем порой эти тенденции даже усиливались, когда на престол вступал властитель-деспот. Даже правительства, созданные по республиканскому образцу (например, в Кордове и Севилье), как уже отмечалось, быстро выродились в абсолютные монархии. Создание таифских эмиратов на первых порах, видимо, благоприятствовало восстановлению власти арабской аристократии. Однако ущерб, понесенный ею прежде, и жестокая борьба, которую вели с арабской знатью более многочисленные берберские и «славянские» элементы, привели в конце концов к уничтожению арабской аристократии. Хотя казалось, что народ порой и обладал определенной властью, фактически он был совершенно бесправен и демократический строй некоторых крупных городов был чистейшей фикцией. Деспотизм севильских аббадитов, хаммудитов и африканских властителей не только препятствовал формированию органов народного представительства, но и наносил ущерб свободе личности и не обеспечил общественной безопасности, создавая угрозу жизни и имуществу граждан. При альмохадах Испания потеряла свою самостоятельность, превратившись в провинцию Африканской империи. Так было, пока вновь не образовались независимые эмираты, пз которых после завоеваний Фернандо III и Хайме I сохранилась одна лишь Гранада.
|