Быть может, именно это покровительство и способствовало разжиганию страстей. Еще в 1066 г. события такого рода произошли в Гранаде, где после смерти эмира Самуила фактически правил государством его министр, еврей Иосиф. Привилегии и преимущества, предоставленные Иосифом своим соотечественникам, и ряд других обстоятельств политического характера возбудили ярость фанатиков. Иосиф был убит взбунтовавшейся солдатней, которая вырезала 500 еврейских семейств и разграбила дома евреев. В результате все евреи гранадского эмирата вынуждены были распродать свое имущество и переселиться в другие мавританские города. После вторжения альморавидов мусульманское духовенство, пользуясь весьма благосклонным к нему отношением со стороны Юсуфа, ополчилось против евреев. Вероятно, Юсуфа возбудили фанатики-мусульмане; но, несомненно, отдавая повеление обратить в ислам всех жителей Лусены, он прежде всего стремился овладеть-богатствами евреев. Приказ о принудительном обращении и другие ограничительные распоряжения были отменены им, после того как евреи выплатили альморавидскому властителю огромную денежную контрибуцию.
Подобные преследования не препятствовали альморавидским государям окружать себя министрами-евреями и держать при своем дворе евреев врачей и астрологов.
Альмохады преследовали евреев с еще большим рвением. Они обрушились на крупные еврейские общины, подобные лусенской, под страхом изгнания требуя перехода евреев в ислам. В 1146 г. жестоким гонениям евреи подверглись как в Испании, так и в Марокко, причем тогда же были запрещены браки между новообращенными евреями и лицами, издавна исповедывающими мусульманскую веру. Следствием этой политики явилась массовая эмиграция евреев. Многие из них, в том числе выдающиеся и просвещенные люди, переселились в Кастилию, где были хороша приняты.
Мосарабы. Подобные же изменения произошли в эту эпоху в положении мосарабов. С каждым днем возрастала ненависть мусульманского духовенства к мосарабскому населению, и хотя во многих таифских эмиратах мосарабы продолжали еще занимать видные посты в системе государственного управления, повсеместно они подвергаются преследованиям, которые усиливаются в конце XI в.