Были введены подати, барщина и различные ограничения, например: нельзя было печь хлеб в печи, не принадлежащей сеньору (т. е. монастырю); запрещалось срезать ветви с деревьев, причем предоставлялось право производить обыск в доме подозреваемого лица; нельзя было продавать вино, изготовленное из своего винограда, до тех пор, пока монахи не распродали своих запасов вина; никто не имел права покупать сукно, свежую рыбу и дрова, пока монахи не заготовят себе все это в необходимом для них количестве. Имелись и другие крайне стеснительные ограничения. Поэтому не раз жители Саагуна восставали, требуя реформы «дурных обычаев» (malos usos). Они добились в 1096 г. отмены запрета пользования печами, а в 1110 г. были отменены еще два подобных же обычая. Однако положение не улучшалось, и обстановка, сложившаяся в Саагуне, способствовала новым восстаниям (одно из них произошло в 1117 г.). Альфонс VII вынужден был явиться со всем своим двором в Саагун в 1152 г. и дать новые фуэрос, однако злоупотребления продолжались и впредь, вплоть до конца XIII в. Эти восстания и возникновение эрмандад, поддерживаемых городами,,, которые вели борьбу за свою вольность, привели к тому, что многие сеньоры! оказались вынужденными пойти на уступки своим крепостным; предоставляя им свободу, отдавая в аренду земли, которые обрабатывали крестьяне*, или же уменьшая и точно устанавливая подати и барщинные повинности. «Неоднократно,—отмечает один историк,—сеньоры предоставляли своим, соларьегос и вассалам те же привилегии, которыми пользовались граждане коронных городов». Применяя все вышеописанные средства, крепостные Леона и Кастилии Е начале XIII в. добились почти полной личнсй свободы. По своему-значению в общественной жизни Кастилии они приближаются в это времш к средним классам городов. Иностранцы. Население христианских королевств состояло не только из испанцев. Помимо путешественников, паломников, купцов, монахов и т. п., приезжавших в важнейшие города и посещавших известные святилища и монастыри, имелись более или менее значительные группы иностранцев, которые селились в галисийских, леонских, португальские и кастильских городах и приобретали в них право гражданства.
|