Тем не менее политические интересы, которыми руководствовалась одна сторона, и частные нужды другой стороны, не говоря уже о взаимных влияниях в сфере культуры, определяли те тенденции солидарности и взаимопонимания, которые противодействовали все более усиливающемуся духу крайней нетерпимости. А дух этот (что, впрочем, естественно) возбуждался христианской церковью, которая опасалась, что общение христиан с многочисленным мудёхарским населением будет способствовать возникновению ересей и росту религиозного индиферентизма. На мудёхаров пало тяжкое бремя податного обложения: они обязаны были выплачивать десятину со своих доходов—так называемую капитасьон (capitation) или королевскую деньгу (dinero real), церковную десятину, несмотря на то, что христианскую религию они не исповедовали, и одиннадцатую долю доходов городу, на территории которого они проживали. Было еще много иных податей, и результатом налоговой политики завоевателей явилось резкое уменьшение численности населения в таких областях, как севильское королевство. Мосарабы. Активный ход реконкисты в XI и XII вв и массовое переселение в Кастилию христиан из мавританских областей вызвали появление в составе населения страны новой группы—мосарабской, тождественной по этническим и религиозным признакам коренному населению северных королевств, но весьма самобытной по своему характеру. Черты этого своеобразия, вызванные долгим пребыванием мосарабов в мавританских областях, проявлялись весьма отчетливо, и мосарабы не смешивались с христианским населением Кастилии, образуя особую общность. Вероятно, многие мосарабы—те, кто переселялся в одиночку или малочисленными группами, или обитатели незначительных городов и селений—были быстро поглощены общей массой христиан. Однако там, где сохранились большие группы мосарабов, как, например, в Толедо, они попреж-нему составляли свою общину, независимость и вольности которой (фуэрос) признавались королями-завоевателями.
|