Однако города шли своим путем.°До конца XII в. в Сантьяго, например, были только судьи, назначенные епископом, но в 1131 г. появляются народные судьи или магистраты, которых, как - полагают, начали избирать примерно с ИЗО г. Кроме того, с 1020 г. народ участвует в отправлении некоторых административных функций, как, например, в ежегодном установлении цен на продовольствие и ставок заработной платы. Для этой цели жители собирались на совет (concillium) в первый день великого поста. Однако эти советы нельзя смешивать с советами (concejo) вольных городов. Компостельский консилиум, о котором мы уже упоминали, имел весьма специфические и ограниченные функции, которые не обеспечивали возможности управления городской общиной. Этот совет фактически представлял собой комитет, состоявший из optimates populi. т. е. из видных лиц, назначенных епископом. Так продолжалось до конца XII в- Во всех движениях и восстаниях горожан (например, во время восстания в Сантьяго 1136 г.) создавались революционные советы, избираемые народом, что было отражением стремлений горожан. Наконец, жителям Сантьяго окончательно удалось добиться прав на самоуправление в период между 1173—1206 гг. 1аким образом, к началу XIII в. они завоевали автономную организацию, подобную организации вольных городов. В сельских местностях на сеньориальной территории Сантьяго существовал старинный обычай, подтверждаемый и санкционируемый в фуэрос (фуэро Диего Хельмиреса, 1113 г.), в соответствии с которым ежемесячно в каждом архипресвитерстве, образующем диоцез, пресвитеры, кавальеро и крестьяне собирались для того, чтобы «жалобы и обиды каждого были рассмотрены и удовлетворены архипресвитером и прочими разумными мужами». Подобные собрания, которые сначала созывались от случая к случаю, в конце концов стали постоянными и приобрели характер цеховых братств (cofradias). Они собирались не только по округам (архипре-свитерствам), но и в приходах (например, в приходах Табоадело, Рио Кальдо и др.).
|