За безбрачие духовенства ратовали как папы, так и ревностные защитники ортодоксии в самой Испании. В 1228 г.,' в правление Фернандо III, в Валья-долиде состоялся собор всех прелатов Леона и Кастилии под председательством папского легата. На этом соборе было решено отлучить от церкви сожительниц духовных лиц и отказать им в освященном погребении; священников, имевших наложниц, навсегда лишали их приходов, а их детей— права наследования. Однако, несмотря на эти решения, многие священники продолжали открыто жить с наложницами-барраганами. Разврат царил и в монастырях. Прочие стороны жизни духовенства обнаруживают пороки., свойственные в ту пору всем клирикам Европы. Браки. Поскольку ход реконкисты и экономического прогресса требовал непрерывного роста населения, естественно, что общественное мнение и законы защищали брачные союзы и преследовали прямо или косвенно безбрачие гражданских лиц. Во многих фуэрос холостяки пользовались меньшими гражданскими и политическими правами. С другой стороны, женатым предоставлялись привилегии, например они могли требовать большего откупа в случае оскорбления. В первый год брака они освобождались от военной службы и не платили фонсадо и т. д. Однако общественное мнение и законы расширительно толковали понятие брачного союза. Признавались две формы брака: брак по благословению (de bendicion), который совершался со всеми церемониями и освящался церковью, и брак по присяге (a yuras), выражавшийся в заключении контракта, в котором предусматривались те же обязательства, что и в браке по благословению; при этом, однако, основой брачного .союза былине церемонии церковного бракосочетания, а обоюдное согласие сторон. Обе формы брака считались одинаково законными. Важнейшими обрядностями при заключении браков были: обручение (esponsales)—соглашение между женихом и отцом (или, точнее говоря, родителями невесты, так как права матери и отца были одинаковы), в силу которого жених приобретал право на свою будущую супругу,, и свадьба (casamiento), во время которой отец передавал невесту жениху От имени отца в XIII в. эту церемонию начал совершать священник, который в свою очередь получал невесту из рук отца или родственников.
|