Арагонские мудёхары платили обычные подати—подушную подать, подати за пользование печью, мельницей, мостовой сбор, пятую и четвертую часть урожая, собранного в неорошаемой и орошаемой местностях, и т. д. Мудёхары, зависевшие от сеньоров или военных орденов (например, от ордена госпитальеров в Сарагосе), также платили • ежегодные подати. Несмотря на все упомянутые вольности, положение арагонских мудёхаров в общем было более тяжелым, чем кастильских, потому что в обществе с ними менее считались, а подати и барщина были более обременительными, хотя в то же время им давались и такие привилегии, как право созывать верующих на молитву (с минаретов), совершать паломничества и справлять мусульманские праздники. Контакт между мусульманами и арагонцами в течение всего этого периода был весьма тесным. Об эт^м свидетельствует склонность к арабской культуре первых королей (Санчо-Рамиреса, Педро I, который умел писать только по-арабски, Альфонса I и т. д.), равно как и многочисленные заимствования у мавров в сфере юриспруденции. Политический строй и система управления. Арагонская монархия, зародившаяся в 1035 г., при Рамиро I, хотя и была абсолютной по своей форме, но значительно отличалась отлеонской и кастильской вследствие феодальной организации знати и ее активного участия в управлении. Когда шла речь о важнейших событиях в истории Арагона, неоднократно отмечалось, что королю приходилось во всем считаться с дворянами, которые зачастую действовали независимо от него, на свой страх и риск. Несколько войн, которые вел против них Хайме I (стр. 165), уже сами по себе свидетельствуют о мощи знати. Рикос омбрес не только владели в качестве феода завоеванными селениями, но осуществляли в них полную юрисдикцию, опираясь на своих алькальдов, которые в городах именовались сальмединами (zalmedinas), а в сельских местностях—байли (bailes). Таким образом, функции управления далеко не в такой степени, как в Кастилии, сосредоточивались в руках короля.
|