В «Обычаях» фиксируются обязательства крепостных: интестия (iniestia)— право на получение наследства человека, умершего без завещания; экзоркия или кзоркия (exorqula или xorquia)—право, по которому сеньор получал после смерти крепостного, не оставившего потомства, его имущество; кугусия (cugucia)—право на имущество жен, совершивших измену; арсина (arsina)— право на определенную часть имущества крепостного, усадьба которого (mans) сгорела, как наказание за небрежность, и многие другие повинности и подати, подобные кастильским. Вначале после смерти крепостного, обязанного платить подати, его имущество возвращалось сеньору. Однако впоследствии был введен обычай, по которому потомки крепостного продолжали пользоваться его имуществом и обрабатывать землю. Земледельцы, таким образом, оказались прикрепленными к земле, их продавали вместе с землей, как если бы они были ее частью. Были также и личные рабы, захваченные на войне, как общее правило—мусульмане. В Барселоне имелся рынок, где велась работорговля. Мосарабы и мудёхары играли в Каталонии меньшую роль, чем в других частях полуострова; мавританские кварталы Барселоны, Лёриды, Тортосы и других городов были незначительны и часто сливались с еврейскими кварталами. Мудёхары разделили печальную судьбу евреев в конце XIII и в XIV в., когда начались преследования иноверцев. 0 положении евреев в IX—XI вв. почти ничего не известно. В решении Херонского собора 1068 г. указывается, что евреи могут покупать имущество христиан, но с обязательством платить с него десятину церкви; известно также, что в некоторых местностях евреи достигли большого влияния. Крупные еврейские общины возникли в Барселоне и Хероне; они поддерживали связи с еврейскими общинами по ту сторону Пиренеев и достигли значительного подъема благодаря покровительству, которое оказывалось им законами.
|