Клюнийцы распространили свое влияние и на Каталонию, причем здесь имелись такие аббатства, как, например, Кам-продонское, которые в XI в. непосредственно зависели от французских монастырей этого ордена. В XIII в. значительное влияние на церковь и религиозные дела стали оказывать францисканцы и доминиканцы. Доминиканцам (обосновавшимся в Барселоне в 1219 г.) было поручено преследование еретиков, и они создали трибунал инквизиции в соответствии с буллами 1233 г. папы Григория IX. Уже отмечалось, что в 1197 г. арагонский король и барселонский граф Педро II обнародовали закон об изгнании еретиков и сожжении на костре «упорствующих». Обвиняемые, судившиеся церковным судом и отказавшиеся обратиться в католичество, передавались гражданскому судье для наложения наказания1.
Наконец, начиная с XI в. заметно усиление религиозного фанатизма, вследствие чего реконкиста принимает характер религиозной войны, усиливающейся с учреждением военных орденов.
Семья. Право свободы завещаний, которое «Обычаи» предоставляли дворянам, вовсе не означало, что между членами каталонской семьи не было достаточной связи. Наоборот, в народных низах преобладал, подобно тому как это имело место в Арагоне, тип коммунистической семьи, назначение которой состояло в сохранении накопленного имущества; эта семья была тем ядром, которое обеспечивало экономическое сопротивление внешним силам в эпоху, чреватую всевозможными неожиданностями. В качестве главы семьи выбирали обычно либо отца, либо старшего сына, которому оставлялось либо все имущество, либо большая его часть (три четверти). В Арагоне, Бискайе и Наварре в начале XIII в. этот закон изменили: была предоставлена свобода назначать наследником (а следовательно, и главой семьи) любого из сыновей, дабы руководство домом осуществлялось наиболее способными людьми. В Каталонии, напротив, во изменение законоположений «Фуэро Хузго» преобладало право старшего сына (he re и).