Многие из них сохранили свое имущество, а некоторые при распределении земель получили наделы при условии уплаты пятой части дохода. В ряде местностей маврам предоставлены были фуэрос, которые разрешали мусульманскому населению избирать факихов и алькальдов, сохранять свои кладбища, мечети, школы и академии. Как общее правило, мавры должны были платить дорожную пошлину (peaje)—компенсацию за покровительство, оказываемое им королем через своего представителя (portant-veu), который судил за тяжелые преступления мавров, являвшихся вассалами христианских сеньоров. Маврам разрешалось вести торговлю, но им было запрещено выезжать из своих селений, есть совместно с христианами, хоронить своих соплеменников на христианских кладбищах и т. д. В тех местах, где не было особых фуэрос, признавалось, что королевские должностные лица должны судить мавров за все совершенные ими преступления. Восстания мавританского населения в значительной степени изменили эту практику. Евреи, повидимому, были в худшем положении. Об этом можно судить по суровости кары (сожжение на костре), которой подвергался еврей за сожительство с христианкой. Политическая организация. Законодательство. Хайме I создал фонд коронных земель. Он оставил себе область Альбуферы, третью часть десятины, соляные копи, кузницы, мельницы и т. д. Хайме I, несмотря на требования знати, не ввел в Валенсии арагонскую систему законодательства. Он предоставил валенсийской области особые фуэрос, разработанные хунтой, в состав которой вошли представители духовенства, знати и городов. Для управления столицей население избирало 4 присяжных (jurats) и совещательный орган, состоявший из советников (consellers), которые все избирались из народа. В остальных городах имелись хустисьи (justiclas—судьи), а в качестве верховного гражданского правителя селений королевского домена назначался главный байли (bayle general). Права верховной юрисдикции принадлежали королю; однако арагонским дворянам удалось добиться применения на их землях феодальных законов Арагона.
|