Арабы много занимались астрономией и построили специальные обсерватории, из которых наиболее значительной в Европе была обсерватория, находившаяся на вершине минарета, называемого ныне Хиральдой (в Севилье), основанная аль-мохадским халифом Я куб аль-Мансуром (1196 г.).
Философия. Если во всех этих науках арабы создали труды, имеющие огромное значение и оказавшие большое влияние на европейскую культуру, опередив во многих отношениях христианские народы, то ни в одной из-, наук арабы не достигли такого совершенства и ни в, одной из наук их влияние не было столь значительным, как в философии. Уже в последнем периоде халифата философия стала усиленно развиваться различными школами, причем наряду с направлениями, возникшими в лоне мусульманской ортодоксии, существовали и «еретические» течения. Альморавиды, хотя и сожгли теологические труды философа Альгазеля, или Альгазаля, в общем не препятствовали занятиям философией. К периоду их господства относятся труды философов Абу-Мухаммеда Абдаллы из Бадахоса (который был также грамматиком, литератором и филологом), Абульабаса Ахмеда (Абеналариф), Абенбарраджана, Абенкаси, Абу-али ас-Садафи и других мыслителей, которые, несомненно, преподавали учение Альгазаля, несмотря на его осуждение. В то же время создавались секты мистического характера, адепты которых отличались фанатизмом и нетерпимостью, например секта суффий и «братьев торидин» (приверженцев). Влияние-этой секты было очень велико в Андалусии и в Эстремадуре. К XII в. относится деятельность великого философа Аверроэса (1126—1198 гг.) из Кордовы, комментатора и популяризатора Аристотеля и Платона. В последние годы жизни он был арестован альмохадским халифом, а его учение было запрещено.
Наряду с этим, большого расцвета достигла философская деятельность евреев, которые жили в мусульманской Испании и дали науке знаменитые имена, превзойдя даже арабов в изложении неоплатонических или александрийских идей.