Арабы имели не только поэтов-эрудитов, но и народных поэтов, странствующих певцов, которые на улицах и площадях, во дворцах и замках, иногда в сопровождении женщин-жонглеров выступали под музыкальный аккомпанемент с песнями героического, сказочного, любовного или сатирического характера(наподобие певцов романсов и трубадуров и жонглеров Кастилии). Знаменитый кордовский поэт (как полагают, христианского происхождения) ибн-Кузман составил сборник (диван) этих песен, записав их на народном языке. Крупным составителем сборников—диванов—был поэт аль-Мансур, живший некоторое время в Валенсии. К поэтической литературе следует добавить сказки и басни! Этот вид литературных произведений оказал наибольшее влияние в Кастилии.
Мавританская Испания дала в XI—XIII вв. ряд выдающихся историков. Среди них следует отметить ибн-Хайяна из Кордовы, первого и наиболее крупного мусульманского историка Испании, автора 60-томной хроники «аль-Маттин», которой пользовались все авторы последующей эпохи; ибн-Хазма—автора «Истории Омейядов» и составителя сборника, посвященного генеалогии; аль-Хомайди, летописца и автора «Биографического словаря»; Абу-Омара Таламанки, эмира Бадахоса Альмузафора, составителя энциклопедии в 60 томах, автора трактатов по истории и т. д. При альмора-видах и альмохадах попрежнему развивалась историческая литература и хотя ее чисто художественная ценность понизилась, но зато изложение хода исторических событий стало более беспристрастным, так как историки в своих трудах осмеливались в эту пору порицать властителей и их министров.
Земледелие. Выше уже была дана характеристика института земельной собственности, лежавшего в основе системы сельскохозяйственного производства. Завоевания леонцев и кастильцев, передвинувшие границы страны в самое сердце Андалусии и вынудившие мусульманские государства покориться и вступить в вассальные отношения, обеспечили мир для внутренней части Кастилии, что не могло не содействовать заселению территорий и росту площади обрабатываемых земель.